Мыши и Оно.

Jun 09, 2015 14:37



По социальным сетям гуляет видео достаточно известного эксперимента над мышами, помещенными в идеальные условия.  Интерес вызвал не сам ролик, сколько отпечатанный авторами распространения вердикт: «Рай на Земле - невозможен!». Как в анекдоте: «Правда, только не Абрамович, а Рабинович, не в лотерею, а в карты, не миллион, а сто рублей и не выиграл, а проиграл».


Все подробности можно прочитать здесь. В двух словах: исследователь взял малую группу мышей и поместил в инкубатор, где было в достатке пространства, еды и воды (на возможных 9000 особей). Через несколько поколений мыши перестали плодиться, появился каннибализм, содомия, повышенная агрессия у одних особей и полное безразличие к жизни у других. Итогом эксперимента стало полное вымирание всей популяции.

Джон Кэлхун создал по результатам эксперимента теорию двух смертей. «Первая смерть» - это смерть духа. Когда новорожденным особям не стало находиться места в социальной иерархии «мышиного рая», то наметился недостаток социальных ролей в идеальных условиях с неограниченными ресурсами, возникло открытое противостояние взрослых и молодых грызунов, увеличился уровень немотивированной агрессии.
Растущая численность популяции, увеличение скученности, повышение уровня физического контакта, всё это, по мнению Кэлхуна, привело к появлению особей, способных только к простейшему поведению. В условиях идеального мира, в безопасности, при изобилии еды и воды, отсутствии хищников, большинство особей только ели, пили, спали, ухаживали за собой. Мышь - простое животное, для него самые сложные поведенческие модели - это процесс ухаживания за самкой, размножение и забота о потомстве, защита территории и детенышей, участие в иерархических социальных группах.

От всего вышеперечисленного сломленные психологически мыши отказались. Кэлхун называет подобный отказ от сложных поведенческих паттернов «первой смертью» или «смертью духа». После наступления первой смерти физическая смерть («вторая смерть» по терминологии Кэлхуна) неминуема и является вопросом недолгого времени. В результате «первой смерти» значительной части популяции вся колония обречена на вымирание даже в условиях «рая»

[Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом, В. Шевелев].

Снова возвращаясь к нашему Рабиновичу, замечу: [религиозный] рай не сводится к месту, где можно досыта есть и пить. А если так, то пусть будет дополнение термина: потребительский рай. Значит, напрашивается вывод: грызуны, помещенные в среду, не требующую от них борьбы за существование, и обеспеченные удовлетворением всех физиологических потребностей, вымирают через несколько поколений.

«И не в лотерею, а в карты». Проецируя «в лоб» результаты эксперимента с мышей на человека, не будем забывать, что человек все-таки не мышь. И отличается от мыши не только отсутствием хвоста и увеличенными размерами мозга. Зигмунд Фрейд звериное начало (с инстинктами и физиологическими потребностями) отнес в отдел психики, обозначенный «Оно». И уточнил, что человек свое «Оно» спрятал за мощной дверью. Как мы видим из эксперимента, даже грызуны не обусловлены своими физиологическими потребностями, не говоря о человеке.
Кроме того, есть и следующий уровень, называемый «Я». Которое состоит из социальных ограничений -  нормы, «табу». Затем идет «Сверх-Я» (где совесть и стыд). Выдвигаются теории, которые говорят и о уровне подсознания, стоящем выше «Сверх-Я» - «Четвертом этаже».

Гамлет задавался вопросом: «Что человек, когда его заветные желания - еда и сон?» и отвечал: «Животное - не более того». Однако и животных ожидает угасание и смерть, если «простая» жизнь это только еда. Осознав и описав несовместимость «потребительского рая» и жизни новых поколений нужно сделать следующий шаг - строить вокруг себя мир, основанный на иных - гуманистических принципах, принципах развития. Альтернативой исторического развития может быть только падение в архаику.

Чувствуете как оно дышит Вам в спину? А Вашим детям?

Оно, развитие, эксперимент, смерть

Previous post Next post
Up