В Роттердам мы решили поехать из-за музея Бойманса - ван Бёнингена, где выставлено несколько работ Босха. К сожалению, Босха нам посмотреть не удалось, поскольку почти все картины увезли в Мадрид на большую выставку, которая проходила как раз во время нашей поездки в Голландию. Тем не менее полдня, проведенные в Роттердаме оказались весьма интересными.
Первое поселение на месте слияния рек Ротте и Ньиве-Маас возникло в 10 веке. На протяжении двух веков жители боролись с наводнениями и отвоевывали кусочки суши, затем была построена первая дамба, которая и дала название городу, поскольку Роттердам переводится, как дамба на реке Ротте.
После того, как в 14 веке были прорыты каналы, которые соединили Роттердам с системой каналов по всей Голландии, город начал активно развиваться. До 19 века Роттердам был вторым портом Голландии после Амстердама, однако, затем был прорыт большой и глубокий канал Ньиве-Ватервег, благодаря которому город стал доступен для огромных лайнеров.
После открытия канала в развитии города произошел гигантский скачок вперед, население за несколько лет выросло в три раза, а порт Роттердама стал крупнейшим в мире и являлся таковым до начала 21 века, когда его место занял Шанхай. Сейчас порт Роттердама остается крупнейшим в Европе с оборотом грузов 430 миллионов тонн в год.
Быстрое развитие города и огромные деньги, вращавшиеся в нем, привлекали самые смелые идеи. Например, в 19 веке в Роттердаме был построен первый в Европе небоскреб - офисное здание из железа и цемента высотой 43 метра или 11 этажей, которое поражало современников своей высотой. В начале 20 века среди жителей и гостей Роттердама подъем на смотровую площадку небоскреба, названного Белым домом, был весьма модным развлечением.
Белый дом находится в гавани Старого порта, куда раньше заходили грузовые суда. Сейчас в порту швартуются небольшие кораблики, частные яхты и плавучие рестораны. Пешеходная набережная, которая идет вдоль всей гавани, является излюбленным местом прогулок для всех кто живет или работает в старой части города.
В память о том, что в Старом порту в былые времена бурлила жизнь, на набережной оставили несколько кранов и поездов, при помощи которых перевозили грузы. Все это является частью экспозиции морского музея Роттердама.
На самом деле как такового старого города в Роттердаме не существует, он был полностью уничтожен во время бомбардировок в 1940 году. Одним из немногих уцелевших зданий был Белый дом, однако, все остальное немцы сравняли с землей, пытаясь таким образом заставить Голландию капитулировать в начале Второй Мировой Войны.
После окончания войны город пришлось отстраивать заново. Как и во Франкфурте-на-Майне было принято решение не восстанавливать полностью исторический центр, а сконцентрироваться на потребностях нового времени. Так Роттердам со временем превратился в один большой деловой центр с небоскребами.
Тем не менее часть истории города была восстановлена в виде нескольких улиц и зданий, которые расположены на той же стороне реки Маас, что и Старый порт. На этих улицах расположены ресторанчики и кафешки, которые вечером заполняются отдыхающими после трудового дня работниками офисов.
От Старого порта по одной из таких улиц можно дойти до музея Бойманса - ван Бёнингена, основанного в середине 19 века. Тогда богатый и успешный юрист Бойманс завещал городу Роттердаму свою обширную коллекцию живописи. Затем, спустя век, свою коллекцию городу завещал предприниматель Ван Бёнинген. Так музей и получил свое название.
Здание, где музей располагается сейчас, было построено за пять лет до Второй Мировой Войны и пережило бомбардировку. Интересной лично мне в музее показалась только картина «Вавилонская башня» Питера Брейгеля. Но я только начинаю ходить по музеям и пытаться понять живопись, как искусство, поэтому даже это уже большой прогресс.
Рядом с музеем расположен небольшой парк, где принято сидеть на газонах, читать, кушать или даже громко слушать музыку.
От музея через несколько минут ходьбы можно выйти на набережную широкой реки Новый Маас, которая разделяет новую и старую часть Роттердама. Через реку в черте города есть только три моста, однако, все они достаточно широкие, чтобы обеспечить хорошую пропускную способность. Маас можно пересечь и на водном такси, что является быстрой, хоть и более дорогой, альтернативой.
Самым знаменитым мостом через Новый Маас является мост Эразма, построенный в 1996 году чтобы соединить исторический центр Роттердама с новыми районами на другой стороне реки. Жители города называют мост «лебедь», поскольку своей формой он чем-то напоминает эту птицу.
Мост назван в честь крупнейшего ученого Северного Возрождения Эразма Роттердамского, который родился в пригороде Роттердама - в Гауде. В честь этого мыслителя назван Университет в Роттердаме, многие школы в городе носят его имя. Также именем Эразма Роттердамского названа европейская программа студенческого обмена, в рамках которой учащиеся могут провести 1-2 семестра в одном из университетов-партнеров.
В Роттердаме памятник Эразму установлен перед церковью святого Лаврентия, главной церковью города. Церковь была построена в 15 веке, и во время строительства всем, кто жертвовал три тысячи камней на возведение башни церкви, давали гражданство Роттердама. После бомбардировки 1940 года церковь практически не уцелела, и ее хотели снести полностью, но жители города выступили против, и в итоге церковь восстановили.
В результате восстановительных работ, которые проводились в Роттердаме во второй половине 20 века, возник очень разношерстный город, где средневековые церкви соседствуют с небоскребами из стекла и бетона, а некоторые здания имеют совсем уж странную форму.
В качестве примера странных зданий можно привести кубические дома, построенные в 1980х. Большинство из 38 домов-кубов жилые и состоят из трех ярусов: на нижнем уровне находится кухня и жилая комната, выше пространство для работы или учебы, а на самом верхнем уровне расположен балкон или зимний сад. Несмотря на необычную форму дома очень популярны, но со стороны совершенно невозможно представить, как жить в доме, где цветок на окне стоит под 45 градусов.
Роттердам нам очень понравился своим ритмом жизни. Он действительно производит впечатление города, в котором люди хорошо работают и хорошо отдыхают. Очень любопытно рассматривать непохожие друг на друга небоскребы, архитекторы которых явно старались перещеголять один другого в неординарных идеях.
Переночевав в гостинице, где практически нет обслуживающего персонала, заселиться и выехать можно самостоятельно, все открывается карточками, а занавески в номере управляются с Ipad, мы поехали почти на самый юг Голландии, к морю.