В настоящее время на железнодорожном транспорте и в сфере образования активно развиваются информационные технологии. Совершенствуются системы управления базами данных, растет сетевое покрытие и скорости передачи данных, упрощается разработка программного обеспечения. Для повышения качества обучения в учебном процессе необходимо использовать все достижения информационных технологий. С этой целью на кафедре Управление эксплуатационной работой ПГУПС был создан Единый комплекс проверки знаний (ЕКПЗ).
Комплекс состоит из ряда программ, позволяющих вводить тестовые вопросы, формировать из вопросов тестовые задания, проводить тестирование по созданным заданиям, накапливать и показывать результаты тестирования.
Использование архитектуры клиент-сервер позволяет подключать любое количество пользователей системы с минимальными сетевыми затратами, любое количество одновременно проводимых тестирований.
Использование единой базы знаний дает возможность повторного использования единожды введенной базы вопросников, гарантирует выполнение всеми испытуемыми одного и того же тестового задания, сохранение полной статистики по выполненным тестовым заданиям. Это также повышает надежность и целостность данных. В разработанном комплексе реализован разделяемый многоуровневый доступ к системе, что обеспечивает безопасность хранения данных, испытуемые не могут узнать правильные ответов из базы данных.
Испытуемые проходят тестирование.
Преподаватели могут добавлять вопросы и тестовые задания.
Администраторы системы имеют полный доступ.
Испытуемые студенты перед входом в программу тестирования выбирают свою группу и свои Ф.И.О. При отсутствии фамилии они могут самостоятельно зарегистрироваться. Затем, в открывшемся окне «Выбор тестового задания для выполнения», выбирается соответствующий раздел тестовых заданий и соответствующий тест для прохождения.
Предусмотрено два режима ответа на вопросы: подготовка и экзамен. В режиме подготовка испытуемому дается возможность воспользоваться подсказкой по заданному вопросу, отсутствует ограничение времени на выполнение задания. В режиме экзамен возможности воспользоваться подсказкой нет и время выполнения тестового задания ограничено.
В заголовке окна можно увидеть режим работы с тестовым заданием и название тестового задания. Также отображаются данные «Ф.И.О.» студента, работающего с тестовым заданием, окно вопроса и варианты ответа. В нижней части экрана есть кнопки «Следующий вопрос» (активна после выбора варианта ответа), «? Подсказка» (активна в режиме Подготовка), текущий вопрос из общего числа, остаток времени (в режиме Экзамен).
По окончании работы с тестовым заданием, ответом на все вопросы или с истечением времени, будет представлены результаты, где выделено тестовое задание, жёлтым цветом выделена последняя попытка ответов. Зелёным, предыдущие ответы на другие тестовые задания.
Используемая сетевая структура позволяет анализировать IP адреса компьютеров, с которых проводилось тестирование, и если ответ был произведён не с данного рабочего места, результаты ответа не будут подсвечены.
Двойным щелчком по выбранной попытке ответа на тестовые задания можно получить развернутый результат, с перечислением вопросов на которые были даны неправильные ответы.
Преподаватели наполняют базу ЕКПЗ вопросами и формируют тестовые задания. Вопросники подразумевают набор тестовых вопросов с вариантами ответов. Возможны следующие формы вопроса:
один правильный ответ;
несколько правильных ответов;
определённый порядок ответов (требуется указать правильную последовательность).
Вопросники рекомендуется, создавать по узкой тематике, например, по главам курса или инструкции. Для более равномерного заполнения вопросами тестового задания следует, группировать в отдельные вопросники «тяжёлые вопросы» и/или «лёгкие вопросы». Также рекомендуется учитывать некоторые методологические требования, а именно:
тестовое задание должно быть представлено в форме краткого суждения, сформулированного четким языком и исключающего неоднозначность заключения тестируемого на требования тестового утверждения;
в содержании тестового задания следует избегать повторов, двойных отрицаний и сленга;
ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов студента;
ни в тексте, ни в ответах не должно быть подсказок.
Каждый вопрос формулируется автором теста и вводится в базу через специальную программу ввода вопросов, в которой необходимо указать следующее: название вопросника, текст вопроса, подсказка для режима обучения, вариант(ы) ответа, рисунок из файла *.bmp, *.gif (если необходимо).
При создании нового тестового задания заполняется форма «Сборка тестового задания из вопросников», где вводятся: наименование тестового задания, время на выполнение задания (рекомендуется исходить из расчета 1 минута на 1 вопрос), раздел тестовых заданий (для удобства доступа к тестовым заданиям их можно разделить по курсам, специальностям, предметам). По сумме столбца «Выбрать» будет число заданных вопросов студенту при тестировании.
Так же, преподаватель может вводить имена групп, для которых предназначено тестирование, и просматривать результаты тестирования по группам.
К функциям администратора базы относятся: резервное копирование базы; создание базы для восстановления; удаление из базы групп испытуемых, информация по которым не является актуальной; добавление в базу учетных записей преподавателей и паролей для них.
На сегодняшний день программный комплекс установлен в компьютерном классе 7-440 кафедры Управление эксплуатационной работой и успешно эксплуатируется 2 года. На нем созданы вопросники и различные тестовые задания по следующим тематикам:
Инструкция по сигнализации на железной дороге РФ; Правила технической эксплуатации железных дорог РФ; Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ - для студентов с 3 по 5 курс и слушателей института повышения квалификации.
Эргономика; Организация движения; Организация вагонопотоков - для студентов факультета Управление процессами перевозок.
В опытной эксплуатации ЕКПЗ установлен в компьютерном классе 7-421 кафедры Логистика и коммерческая работа.
Сетевая структура комплекса построена на сети TCP/IP, что позволяет использовать его удаленно из других классов, соединенных по сети.
Предложенный подход к организации комплекса во всех компьютерных классах факультета, подключенных в университетскую сеть, позволит работать с единой базой вопросов. Преподаватели кафедр на компьютерах, подключенных в университетскую сеть, смогут производить мониторинг успеваемости студентов, а деканат выдавать соответствующие допуски по результатам тестирования.
Описанный Единый комплекс проверки знаний построен на современной программной основе, допускающей дальнейшее развитие, повышение производительности и доступности. Возможны и другие варианты установки комплекса: в компьютерные классы на собственные сервера, организация тестирования без открытого доступа к базе тестов и к результатам тестирования.
Использование комплекса через сеть Internet позволит проводить дистанционное обучение на основе актуальных тестовых заданиях, а преподавателям сразу видеть результаты. Дальнейшее развитие ЕКПЗ лежит в области мультимедийных технологий использования видео вопросов и связи с испытуемым.
(АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ Сборник научных трудов, посвященный 80-летию факультета Управление процессами перевозок, Выпуск 9)