Чего же им не хватает?

Dec 15, 2009 18:44

Почему-то даже обеспеченным всем на свете малышам порой хочется того, что есть у другого. Почему? Об этом рассуждает психолог Марина Андросова. Ссылка пойдёт в раздел детского проекта "Повседневные проблемы"



И вроде всё есть у него. И игрушек полон дом, и развлечение каждую неделю. Но вот машинка ему нужна Мишина, совочек Катин, чашка такая, как у сестры, а свои кудряшки он хочет поменять на прямые волосы Илюши! Дорогие наши дети, чего вам не хватает?

Хочу его игрушку!

«Как только Света (3 года) видит ребенка с любой игрушкой, она сразу начинает просить ее. Конечно, хозяйка понравившейся вещи не всегда готова отдать свою игрушку, даже временно, и начинается истерика... У Светы много кукол, зверюшек, коляска… Да все у нее есть! Только ее не интересуют свои игрушки. Она завидует тому, что есть у других». (Елена, 24 года)

Конечно, проще всего приобрести малышу такую же очередную игрушку. Но это далеко не идеальный выход из ситуации. Во-первых, всех игрушек не купишь. Во-вторых, такой шаг, скорее всего, лишь вскроет проблему малыша, покажет, что, по сути, не в игрушке-то дело, а в недостатке внимания к нему.

Некоторые дети действительно предпочитают чужие игрушки своим. Малыш просто видит, что другой ребенок увлеченно играет: его машинка заправляется бензином и едет по краю скамейки, его собачка лает, как настоящая, и разговаривает с медведем, его лопатка собирает снег − и в сугробе остается удивительная ямка. Как же не захотеть всех этих игрушек?

Возможно, ребенка просто не научили играть и он не очень представляет, что делать со своими собственными драгоценностями. Ведь его заяц не просит морковки, а новый грузовик не собирается перевозить кубики... Играть с этими неживыми предметами совсем не так интересно.

Чтобы выяснить, действительно ли ребенку важен процесс игры или ему нужна чужая вещь, можно провести простой эксперимент.

Когда малыш захнычет и запросит, например, чужую куклу, возьмите его игрушку и начните играть с ней. Пусть кукла вашего ребенка попросит есть, намочит подгузник или захочет поспать. Пусть плюшевый мишка пригласит в гости другие игрушки... Посмотрите, с какой игрушкой захочет теперь играть малыш. Если кроха переключит свое внимание на мишку или куклу, отдайте их ему и начните играть в другие игрушки. Итак, если малышу опять нужно то, что оживает в ваших руках, дело лишь в умении играть. Продолжайте действовать подобным способом − показывайте, как играть, учите ребенка жалеть и беречь собственные игрушки, дорожить ими и любить их.

Не думайте, что малыша интересуют дорогие фирменные игрушки. В младшем дошкольном возрасте цена игрушек не важна для ребенка. Игрушки должны лишь соответствовать возрасту и отвечать интересам детей.

Однако все же старайтесь не провоцировать зависть у малышей. Всегда можно договориться с подругой взять на улицу для детей идентичные игрушки (машинки на веревочке, или совочки с ведром, или трехколесные велосипеды), да и самим не демонстрировать дорогих подарков всей песочнице.

В ясельной группе воспитатели также стараются иметь несколько одинаковых игрушек, чтобы не сталкиваться с подобными проблемами.

Для детей до 3 лет это действительно выход: «Хочешь поиграть в такую же игрушку − пожалуйста!»

Однако и тут, между прочим, случаются казусы. Малышам свойственно приписывать способности определенному, конкретному предмету, они не всегда готовы принять наши объяснения, что этот другой грузовик тоже может перевозить кубики так же ловко, как Данин. Нередко бывает, что малыши спрашивают своих мам: «Ты можешь прочитать эту книжку? А эту? А вот эту?» Они не понимают, что умение читать позволяет познакомиться с любой книгой. Точно так же не соглашаются играть в такую же, но другую игрушку. Тогда постарайтесь организовать совместную игру, научить детей играть вместе и делиться игрушками.

Все поровну!

«У нас вечная проблема покупок для детей. Миша и Гриша − родные братья. Миша на три года старше Гриши. Мы стараемся, несмотря на это, брать им одинаковые игрушки. Вот недавно не заметили, что у Гриши машинка со светящимися фарами, а у Миши − со звуковым сигналом (вообще-то они выглядят одинаково). И начались споры и крики. Старший утверждал, что его сигналящая машина лучше, а младший плакал и хотел такую, как у него. Как же все уравнивать?!» (Лариса, 33 года)

Если в семье двое или больше детей, зачастую родители стремятся покупать им чуть ли не одинаковые подарки, делить сладости четко поровну. Такая методика иной раз позволяет избегать неприятных ситуаций, но проблему лишь усугубляет.

При малейшем несоответствии, крошечной разнице в новых игрушках дети начинают спорить, завидовать друг другу и ругаться. Они привыкают сравнивать свои сокровища с другими, искать, чем одни лучше или хуже, и, конечно, желать чужое.

Постарайтесь научить своих детей спокойно относиться к отличающимся покупкам и подаркам. Подчеркивайте особенности своих малышей, их увлечения. Поощряйте заботу друг о друге. Почаще выбирайте игры, в которые нужно играть вдвоем. Пусть один ребенок принимает участие в покупке подарка для другого. Малыш с раннего возраста усвоит золотое правило: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

Часто старшие дети показывают свое преимущество при владении той или иной вещью, которая хотя бы немного отличается от игрушки младшего брата или сестры. Они убеждают малышей, что их подарок лучше. Подчеркивать свою особенность и неповторимость - специфика дошкольного возраста. Если отругать за это ребенка, может возникнуть агрессия. Ведь он искренне считает, что и он сам, и его необыкновенная игрушка - уникальны, что все должны воспринимать это так. В такой ситуации лучше поддержать «обиженного» и поверившего старшему ребенку малыша, показать ему преимущества его игрушки и обязательно продолжить разговор о том, что вместе эти игрушки еще лучше и с ними играть еще интереснее.

А Даня лучше кушает!

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Нарушение этого правила и порождает зависть. Чувство зависти не закладывается биологически, оно формируется с детства неправильным поведением родителей и может сопровождать человека всю жизнь. Простые фразы, которые мы произносим в воспитательным целях («Посмотри, Даня лучше кушает чем ты!», «У Тани рисунок красивее, чем у тебя!», «А Петя больше старается, поэтому и получается у него не так, как у тебя!»), негативно влияют на ребенка. Вопросы, которые мы задаем из любопытства и ради собственного успокоения: «А другие дети хорошо себя ведут?», «Ты один не хочешь спать днем?», «У кого-нибудь в группе есть такая кукла?» − учат детей обращать внимание на достоинства и привилегии других и завидовать их преимуществам.

Оценивая успехи и неудачи малыша, никогда не сравнивайте его с другими детьми: именно это и порождает зависть, капризы и конфликты со сверстниками.

На самом деле хороший аппетит Дани не дает повода завидовать ему во всем. Честно сказать, засыпает он очень поздно и с капризами. Но в данный момент мы не обращаем на это внимания и показываем ребенку, что это уже не важно. Завидующий, как правило, оценивает «ситуацию для зависти» очень односторонне, не обращая внимания на другие составляющие жизни «везунчика». Не учите детей этому! Попробуйте лучше сравнивать кроху с самим собой, его успехи с прошлыми достижениями, его ошибки − с тем, как можно было бы сделать красивее или правильнее.

Пример для подражания

Дети более открыты, честны и искренни, чем мы, взрослые. Они еще не научились скрывать свои чувства, бороться с ними, притворяться. Именно поэтому желание малышей иметь то, что принадлежит другим, так очевидно. Детская зависть (если это чувство вообще можно так называть) отличается от взрослой. Маленький ребенок сосредоточен только на себе. Он эгоцентричен. Его желания распространяются на все, что он встречает на пути. Ребенок мало обращает внимание на других детей, на тех, у кого есть необыкновенно хорошая игрушка, удивительный наряд или способность что-то делать лучше его. Он просто тоже хочет иметь то, что имеют они. Малыш не направляет свои желания против других. Наоборот, он сам тянется к таким «везучим» детям.

Да что там я...

«В группе моей дочки есть одна девочка, которую родители, кроме как «красавица», никак и не называют. Ксения посещает модельную школу для малышей, и часто ее мама приносит в садик стопки фотографий девочки, чтобы показать их всем детям. Мне трудно согласиться с тем, что ее внешние данные особенные. Она обычная девочка. Но дети, наслушавшись разговоров ее родителей и воспитателя, думают, что она эталон красоты. На Новый год мы купили нашей Даше (3 г. 8 мес.) очень нарядное платье. Она превратилась в маленькую принцессу. Но на утреннике она была грустная. А когда мы сказали дочке, что она была очень красивая на празднике, она ответила: «Да что я… Вот Ксюша!» А та пришла в обычном платье». (Валерия 30 лет)

Самооценка ребенка напрямую связана с таким понятием, как зависть. Заниженная самооценка вкупе с внешними обстоятельствами, порождает зависть даже на пустом месте.

Дети младшего дошкольного возраста, как правило, не видят своих ошибок и имеют завышенную самооценку. Но неправильное поведение родителей или воспитателя может занизить ее.

Если малыш недоволен собой, это обязательно скажется на его отношении к друзьям, детскому саду, воспитателю, родителям и другим окружающим его людям.

Чаще хвалите малыша, позитивно оценивайте его действия. Но не переборщите: чрезмерная похвала по каждому поводу, наоборот, навредит.

Для ребенка младшего дошкольного возраста похвала − это основной стимул к деятельности, построению взаимоотношений. Больше хвалите своего малыша, восхищайтесь им, говорите позитивные вещи в его адрес. Уровень самооценки имеет огромное влияние на всю жизнь человека. Приложите усилия, чтобы вырастить уверенного в себе человека, знающего свои сильные стороны.

А самое главное − научитесь сами не завидовать другим. Родители всегда являются для ребенка примером для подражания. Прежде чем задать детям вопрос «Чего вам только не хватает?», ответьте на него сами.




ребёнки

Previous post Next post
Up