В бывшем СССР очень ценили показуху. И одним из способов достижения желаемого был большой спорт. Удовольствие было не из дешёвых: спортсмены высших достижений, особенно футболисты и хоккеисты, получали жалование, сопоставимое с таковым союзных министров (за исключением разве что глав министерств обороны и внутренних дел, а также КГБ, где руководители имели солидную надбавку за большие звёзды на погонах).
Формально профессиональный спорт в совке отсутствовал, но наверху понимали, что любитель, тренирующийся в перерывах между выковыванием чего-то железного или добычей угля на шахте не сможет дать своё звонкое имя всем рекордам. Поэтому, в нарушение всех и всяческих КЗоТов спортсмены значились работниками предприятий, либо военнослужащими, хотя даже в кошмарном сне не видели ни станков, ни казармы.
Поскольку главной задачей было пустить пыль в глаза не столько согражданам, сколько загранице, большие спортсмены были выездными. И несмотря на огромные жалования, они вовсю занимались коммерцией, образовывавшей состав сразу по двум статьям УК - 78-й (контрабанда) и 154 (спекуляция). Но если спортсмен давал желаемые для властей результаты, то на это закрывали глаза, разве что могли ненавязчиво пожурить в спорткомитете.
Но век спортсмена обычно недолог, если это не шахматист. Максимум к середине четвёртого десятка лет жизни (а в художественной гимнастике - намного раньше, там в советские годы соревновались октябрюшки с ушками и косичками) он выпадал из большого спорта и становился отработанным материалом, познавая на собственной шкуре, насколько фигово быть рядовым гражданином совка. Привыкнув на пике славы не считать деньги, такой человек либо спивался от горя, либо шёл в криминал. Даже песню про них пели в конце 80-х: «Мы - бывшие спортсмены, а ныне - рэкетмены».
В первом квартале 1974 года, по поручению ЦК КПСС Минфин провел проверку финансово-хозяйственной деятельности футбольных команд. Ревизоры констатировали, что футболисты живут слишком хорошо. А другие спортсмены жили еще лучше.
"По возвращении с Олимпиады устроил в трамвае дебош"
Марксистская формула "деньги--товар--деньги", где товаром были спортсмены и их высокие результаты, работала в советском спорте не менее успешно, чем в капиталистической экономике. Были, правда, и свои особенности. Нередко случалось, что деньги в подготовку спортсмена вкладывали одни общества и команды, а прибыль получали совершенно другие. Любители и даже профессионалы-середнячки тренеров ведущих клубов, естественно, не интересовали. Но за мастеров высшего класса шла самая настоящая война, в ходе которой использовались самые лакомые для советского человека приманки: высокая зарплата, квартиры улучшенной планировки и выезды за границу. А уж освобождение от наказания за правонарушения считалось обязательным условием для спортсменов высокого ранга.
Как правило, в выигрыше оказывались столичные и ведомственные команды с наиболее обеспеченными и влиятельными спонсорами, способные продвинуть спортсмена далеко вперед на пути к коммунизму. Проигравшим оставалось только жаловаться в ЦК на неспортивное поведение соперников. Одним из самых ярких примеров такого рода служит записка Свердловского обкома, отправленная в Москву в 1973 году:"В воспитании спортсменов и тренеров физкультурные организации области часто сталкиваются с трудностями, вызванными предложениями способным спортсменам и тренерам о переезде в Москву, Ленинград, Киев, Алма-Ату и другие города, что порождает у них рваческие настроения и нездоровые отношения в коллективах. Некоторые спортсмены не дорожат честью коллектива и при выгодных предложениях 'со стороны' покидают его, забывая о том, что на их подготовку затрачены большие средства и усилия.
В хоккейной команде с мячом 'Динамо' (г. Алма-Ата) из 11 основных игроков 8 - из Свердловской области.
Л. Крестьянинова, член сборной команды СССР, чемпион Европы 1972 года, ведущий игрок команды 'Уралмаш', зачислена в баскетбольную команду 'Динамо' г. Москва (команду классом ниже). Руководители этой команды предложили ей более выгодные условия, квартиру в городе Москве и другие блага. Хотя в Свердловске т. Крестьянинова имела все необходимые жилищно-бытовые условия и условия для занятия спортом.
Еще более ярким примером пагубного влияния на молодежь является поведение руководителей баскетбольной команды 'Спартак' г. Ленинграда к члену сборной команды СССР по волейболу И. Дворному.
И. Дворный в марте 1972 года по решению Спорткомитета СССР был откомандирован в команду 'Спартак' (Ленинград) для подготовки к Олимпийским играм.
До этого И. Дворный неоднократно нарушал спортивный режим, и общее собрание команды дисквалифицировало его условно на два года, о чем было сообщено в отдел баскетбола Спорткомитета.
Однако И. Дворный не сделал для себя должных выводов, продолжал нарушать спортивный режим и дисциплину и не явился на тренировочный сбор команды СССР в апреле 1972 года.
Зная об этих поступках, Федерация баскетбола СССР не приняла решительных мер к И. Дворному, и он был включен в состав сборной команды СССР для участия в Олимпийских играх.
13 сентября 1972 года по возвращении с Олимпийских игр в Свердловск И. Дворный, будучи в состоянии сильного опьянения, устроил в трамвае дебош, избил гражданина, за что был доставлен в Орджоникидзевский райотдел милиции. Дело о хулиганском проступке было передано в прокуратуру. В ходе следствия были установлены и другие случаи аморального поведения (спекуляция и контрабанда). Общественные организации Уралмашзавода, учитывая то, что И. Дворный - чемпион Олимпийских игр, обратились с просьбой в административные органы не привлекать его к судебной ответственности.
Правление клуба 'Уралмаш' и областной совет 'Труд' обсудили поведение т. Дворного и приняли решение просить Спорткомитет СССР лишить т. Дворного звания 'мастер спорта СССР' и дисквалифицировать. Облспорткомитет поддержал принятое решение. Однако Спорткомитет СССР решением #399 от 22 ноября 1972 г. переводит И. Дворного в команду 'Спартак' г. Ленинграда, дисквалифицировав его условно. И. Дворный уехал в г. Ленинград, не рассчитавшись в спортивном клубе, не сдав однокомнатную квартиру, полученную в 1972 году по линии Облспорткомитета, и не погасил денежной задолженности в кассе".
Руководители Свердловской области всегда считались одними из самых влиятельных региональных бонз в стране, но даже им не удалось административным путем вернуть беглых чемпионов домой. Обком получил ответ из ЦК, что после обсуждения их письма на коллегии Спорткомитета СССР "утверждена инструкция, регламентирующая порядок перехода спортсменов".
"На почве стяжательства спортсмены теряют чувство бдительности"
Сами спортсмены действовали в духе классика марксизма - правда, в те времена запрещенного и почти совсем забытого. Лозунг Николая Бухарина "Обогащайтесь!" взяло на вооружение немалое число спортсменов. К концу 1960-х годов их частный бизнес принял такие масштабы, что КГБ подготовил специальный доклад о "спекулятивных и валютных сделках" спортсменов, тренеров и функционеров спорторганизаций.
"В октябре 1967 года в Социалистической Республике Румыния находилась команда Азербайджанской ССР по водному поло, в состав которой входили спортсмены Краснознаменной каспийской флотилии и два игрока ЦВСК ВМФ Зингер И. Л. и Шуберт А. С. По возвращении из Румынии в аэропорту Шереметьево таможенной службой были обнаружены контрабандные товары: у Зингера и Шуберта по 40 пар дамских туфель на сумму свыше 1600 руб. Эти вещи ими были приобретены на средства, полученные от продажи в Румынии вывезенных из СССР дефицитных товаров.
В том же году большая группа спортсменов, выезжавшая на соревнования во Францию, вывезла из страны около 350 кг черной икры. В том числе легкоатлеты В. Кудинский и Н. Карасев имели при себе по 10 банок икры весом 2 кг 900 г каждая. Вся эта икра была продана в Париже известному всем спортсменам пану Стасеку, владельцу лавки 'Тэкса'. На вырученную валюту спортсмены скупили плащи-болонья, шерстяные и нейлоновые женские кофты. В частности, спортсмен Туяков Амин привез около 300 плащей, которые реализовал в Москве оптом по 70 руб. за плащ.
В сборной команде СССР по легкой атлетике спекулятивными махинациями занимаются многие спортсмены: Озолин Эдвин, Савчук Борис, Кондрашев Геннадий, Буханцев Ким, Чижова Надежда, Талышева Татьяна, Бухарина Галина и другие...
Некоторые спортсмены вывозят для спекулятивных целей водку и советские деньги... Финскими таможенными властями у 7 советских спортсменов-тяжелоатлетов команды г. Луганска были изъяты 116 бутылок водки.
Наряду с этим имели место факты, когда отдельные тренеры, работники физической культуры и спорта сами допускают аморальные поступки и в силу этого не являются примером для спортсменов.
Начальник футбольной команды 'Кайрат' Еркович Б. Н. во время нахождения в Финляндии заискивал перед финнами, стремился к личной наживе, пытался организовать незапланированную игру с финскими футболистами, а деньги поделить между игроками.
Сотрудник Федерации хоккея СССР Сеглин А. В. в спортивном мире известен как 'ловкий человек', склонный ко всякого рода спекулятивным сделкам и различным махинациям. В 1967 году, будучи в Канаде в составе спортивной делегации, занимался обменом советских рублей на доллары. В поездку брал с собой для продажи 30 бутылок водки и около 30 банок черной икры.
На почве стяжательства отдельные спортсмены, находясь за границей, теряют чувство бдительности, устанавливают сомнительные контакты с иностранцами и становятся объектами изучения спецслужб противника.
За время нахождения в Мехико в октябре--ноябре 1967 года боксеру Фролову В. часто звонили в гостиницу мексиканцы. После разговоров с ними он без разрешения уходил в город и отсутствовал продолжительное время".
Предполагалось, что Фролов дерется за деньги в частных клубах. Но перспективного боксера только строго предупредили. Точно так же - в зависимости от спортивных результатов - наказали и остальных спортсменов, замеченных в склонности к частному бизнесу. Толкатель ядра Карасев был исключен из сборной СССР, а его напарнику по перемещению икры за кордон Кудинскому только срезали зарплату. А вот абсолютный рекордсмен по заработкам Амин Туяков, заработавший враз 21 тыс. руб. (приличной тогда считалась зарплата 120 руб. в месяц), как выдающийся спринтер и вовсе избежал наказания. Зато Зингер и Шуберт, не представлявшие большой ценности, были дисквалифицированы и лишены звания "мастер спорта". Ведь от наличия звезд в составе клуба или спортобщества напрямую зависели размеры спонсорской помощи.
"Продолжали фиктивно зачислять футболистов"
Самым затратным видом спорта в СССР всегда был футбол. Прежде всего потому, что в стране насчитывалось более полутора сотен профессиональных футбольных команд, и практически каждая из них постоянно требовала дотаций. Регулярные попытки изменить ситуацию с той же частотой заканчивались провалом. Увеличивать цену на социально значимый товар - билеты на футбол - партия не решалась, а помимо сборов за матчи клубы могли рассчитывать лишь на доходы от редчайших зарубежных турне.
Так что перевод футбольных команд на самоокупаемость с 1 января 1958 года, как приказывал Спорткомитет СССР, не состоялся. В 1972 году ЦК КПСС принял постановление "О некоторых нездоровых явлениях в отдельных видах спорта и особенно в футболе", где от исполнительной власти, спортивных функционеров и клубов потребовали навести должный порядок в футбольных финансах. Но и после этого ничего не изменилось. Проверка Минфина показала, что клубы во всех лигах одинаково успешно решают свои экономические проблемы за счет курирующих организаций. Ревизоры констатировали: "Руководители многих предприятий и организаций продолжают выделять значительные суммы средств за счет фондов материального поощрения и других фондов на покрытие убытков футбольных команд, выплату всевозможных пособий и вознаграждений, приобретение путевок в санатории и для туристских поездок за границу.
Проверкой установлено, что в 1973 году 19 из 20 проверенных футбольных команд допустили убытки в размере более 1.8 млн руб., в том числе 8 команд высшей лиги - 612 тыс. руб. и 4 команды 1-й лиги - 610.8 тыс. руб.
Так, недостающая часть доходов по футбольной команде мастеров высшей лиги 'Кайрат' (г. Алма-Ата) за 1972 год в сумме 150.0 тыс. руб., 1973 год - 215 тыс. руб. и I квартал 1974 года в сумме 115.0 тыс. руб. покрыта из средств фонда социально-культурных мероприятий Минтяжстроя Казахской ССР.
Превышение расходов над доходами по футбольной команде мастеров высшей лиги ЦСКА за 1973 год в сумме 72.6 тыс. руб. покрыто за счет общих расходов сметы клуба и дотации из бюджетных средств Министерства обороны СССР, а по команде высшей лиги 'Динамо' (г. Тбилиси) за 1973 год в сумме 57.6 тыс. руб. и первый квартал 1974 года в сумме 44.6 тыс. руб.- за счет прибыли промышленных предприятий грузинского совета 'Динамо'.
Превышение расходов над доходами по футбольной команде 1-й лиги 'Локомотив' (г. Москва) за 1973 год в сумме 192,7 тыс. руб. покрыто за счет средств, полученных от центрального совета ДСО 'Локомотив', в том числе из средств Министерства путей сообщения - 163.0 тыс. руб.".
Однако особенно поразили чиновников Минфина способы и размеры выплачиваемых футболистам зарплат: "Отдельные руководители предприятий и организаций с целью увеличения заработной платы футболистам продолжали практику фиктивного зачисления членов футбольных команд на различные должности и незаконно выплачивали им заработную плату.
Например, семь футболистов команды мастеров второй лиги 'Гурия' (Ланчхути) были оформлены инструкторами в отдельных колхозах. Отдельные футболисты команды 'Кайрат' были зачислены на должности рабочих, слесарей и электросварщиков в организациях Минтяжстроя Казахской ССР.
Заработная плата начальника футбольной команды Иванова В. К. и старшего тренера Маслова В. А. футбольной команды 'Торпедо' (г. Москва) за июнь 1972 года составляла по 636 руб. каждому, а игроков 1-й категории - по 574 руб.
Среднемесячная заработная плата игроков основного состава футбольной команды 'Локомотив' (г. Москва) составляла от 380 до 430 руб., а в отдельные месяцы 580-780 руб. и тренерского состава - 810 руб.
В отдельные месяцы 1973 года заработки футболистов команды 'Динамо' (г. Киев) составляли 400-700 руб. Так, заработная плата футболиста Веремеева В. Г. в июле 1973 года составляла 707 руб., в августе - 695 руб., в сентябре - 672 руб., октябре - 624 руб. и декабре - 791 руб.".
Однако самое большое раздражение контролеров вызвали факты дележа выручки от "левых" матчей: "Например, команда 'Шахтер' (г. Донецк) в 1972 году провела две товарищеские встречи и выручку в сумме 5 тыс. руб. полностью разделила между членами команды".
Собственно, возмущение финансистов, а вслед за ними аппаратчиков из ЦК было не вполне обоснованным. Уже в 1970-е годы спорт начал приносить в казну значительные доходы. К примеру, в 1973 году Спорткомитет СССР получил предложение о проведении новой серии матчей советских хоккеистов с клубами НХЛ. Естественно, в записке главы советского спорта Сергея Павлова основной целью этих встреч называлось достижение высоких результатов на чемпионате мира. Но и о другой важной цели руководители спорта и партии тоже не забывали: "Помимо целесообразности участия советских хоккеистов в подобных встречах в спортивном отношении имеется возможность провести эти игры на выгодных финансовых условиях. В случае заключения договора между Федерацией хоккея СССР и НХЛ валютные поступления советской стороны составят около 200,000 канадских долларов".
Вопреки обыкновению медленно работающая бюрократическая машина в этом случае провернулась с изумительной быстротой, и ЦК дал поручение Спорткомитету СССР "предусмотреть встречи с командами Национальной хоккейной лиги в проекте плана международных связей".
А чтобы количество подобных предложений росло, требовалось безостановочно стимулировать отечественных спортсменов к повышению уровня мастерства - естественно, материально. И поэтому по постановлению Совмина СССР в 1966 году были введены специальные оклады для спортсменов, успешно выступающих на международной арене. К началу 1970-х их получали около 3 тыс. человек. Размеры колебались от 200 до 300 руб. в месяц. Но спортивные функционеры считали, что этого абсолютно недостаточно для поддержания спортивного престижа страны на должном уровне.
"По данным американской печати,- писал в ЦК Сергей Павлов,- охватывающим лишь часть высших учебных заведений США, в 59 из них студентам выплачивается 10.5 тыс. спортивных стипендий. Кроме того, большие контингенты студентов-спортсменов освобождаются от платы за учебу (которая весьма высока) и обеспечиваются бесплатным специальным питанием. По сведениям, просочившимся во французскую спортивную прессу, в ФРГ специальные оклады выплачиваются не менее чем 3 тыс. спортсменов.
В социалистических странах специальные оклады выплачиваются фактически всем без исключения кандидатам в сборные национальные команды. Так, в ГДР материальная поддержка распространяется по меньшей мере на 8 тыс. человек".
Спорткомитет СССР попросил ЦК разрешить ввести 1750 дополнительных спецокладов для спортсменов, 200 - для тренеров и по 25 - для врачей и массажистов сборных. В сумме это составляло чуть меньше 5.5 млн руб. в год. Но вопрос отправили на согласование, а потом замяли. В ЦК хорошо понимали, что в спортивной экономике, как и в любой другой, главное - превышение доходов над расходами. А стимулировать спортсменов было дешевле, закрывая глаза на таможне.