Как цензурировали портреты в совке

Jun 15, 2021 10:54

Про каноны в православной иконописи мне практически ничего не известно, ибо никогда этим особо не интересовался. Но знаю, что есть определённые правила написания икон, от которых нельзя было отступать, в противном случае получалась уже не икона, а картина на библейскую тему, использовать которую в молитвенной практике низ-зя.
Но и в атеистическом СССР тоже были каноны, касавшиеся написания портретов известных лиц (либо ретуширования их фотографий), будь то текущие руководители страны, основоположники или признанные государством корифеи в разных сферах деятельности, будь то Пушкин или Менделеев. Главной задачей было нагнетание величественности до полного опупения: вспоминаю, как в самом начале правления Горбачёва на его портретах удаляли «географическое» родимое пятно, напоминающее очертаниями Индокитай, несмотря на то, что по телевизору это было более чем заметно. Позже от этой практики отказались по мере развития того, что называлось гласностью.
Надо заметить, что за соблюдением канонов следили не только цензоры, но и обычные школьные учителя. Вспоминаю, как классе в третьем (1971 учебный год) нам на уроке рисования велели изобразить что-нибудь к празднику 7 ноября. И один деть нарисовал дедушку Ленина на броневике.
Естественно, с реалистичностью изображения было далеко не всё кузяво, ундервудом вундеркиндом в области изящных искусств октябрёнок не являлся, но намерения, я уверен, были самыми верноподданническими: диссидентов октябрятского возраста не водилось ни в те годы, ни позже. Увидев неканоничного Ленина, училка вначале разоралась, потом дала автору микроленинианы подзатыльник, а затем выдрала лист из его альбома и уничтожила. После чего торжественно сообщила всем, что оторвёт ушки (и назад не пришьёт, скажет, что так и было), если кто посмеет пытаться рисовать Ленина, Маркса с Энгельсом либо правящий триумвират, формально состоявший на тот момент из Брежнева, Косыгина и Подгорного. Что характерно, Хрущёв упомянут ею не был: на тот момент, по крайней мере для малышей, он вместе со Сталиным, Берией, Ежовым, Ягодой, Абакумовым, Молотовым, Маленковым, Кагановичем и примкнувшим к ним Шепиловым, был фигурой умолчания, и почти никто из мелких не знал, как они выглядят (в старших классах Хрущёв и Сталин бегло упоминались в учебнике истории СССР).
А вот отрывок из воспоминаний некоей дамы по фамилии Максименко, занимавшейся в первые послесталинские годы цензурой произведений искусства.

цензура, искусство, дурдом, совок

Previous post Next post
Up