Есть такая плодовая муха - дрозофила. Это - излюбленная модель менделистов-вейсманистов-морганистов, вызывавшая глумливые наезды на них сторонников единственно верного учения Лысенко-Мичурина. Один лысенковец даже чуть не погиб смертью мудаков, нарвавшись на фронтовика-генетика (генетиком он был в мирное время, а всю войну - офицером пехоты)
майора запаса И.А.Рапопорта. В наши дни никто не пеняет учёным за использование в качестве модели плодовых мух, и они продолжают им пользоваться.
У мухи, как у любого живого организма (кроме пчёл, муравьёв и термитов, где есть узкоспециализированные организмы, имеющие иные цели) в жизни есть 2 главные цели: выжить и размножиться. И механизмы побуждения к этому достаточно сходные: чувства голода (жажды, потребности в воздухе) и полового влечения, являющиеся формой дискомфорта, а также удовлетворение в виде сытости или оргазма, наступающие, если организм ведёт себя правильно, хотя, конечно, высшие животные придумали обходные пути - например, онанизм, зоофилию или однополый секс, к размножению не ведущие в принципе. Кстати, няшность ушастых малышей, вызывающая у многих умиление с выделением кучи всяких разных эндорфинов - это тоже биологический механизм поощрения заботы о потомстве.
Оставим на время пищевое поведение: оно интересно, но невозможно объять необъятное, сосредоточимся на половом сексе. Индикатором уровня полового удовлетворения у насекомых является уровень нейропептида F в некоем аналоге мозга, состоящем из 3 сросшихся ганглиев, чем выше этот уровень, тем более удовлетворено насекомое. Это удобно, потому что опросить потрахавшуюся дрозофилу о самочувствии нет никакой возможности.
Как и у человека, сексу у плодовой мушки предшествует марлезонский балет с ухаживаниями. Это - условие необходимое, но недостаточное: самка может принять знаки внимания, но ноги не раздвинуть (или каким там способом насекомая демонстрирует готовность потараканиться). Если у животных в природе этот механизм завязан на естественный отбор - самка отбирает тех, потомство от которых будет, по её оценке, основанной на анализе химических сигналов, наиболее приспособленным, то у человека нередко связано с формой паразитизма стервозных молодых самочек за счёт не слишком привлекательных самцов, располагающих ресурсом в кошельке, и называется «динамо».
Марлезонский балет, завершившийся половой еблей
Две израильские биологини, д-р Галит Шохат-Офир и аспирантка Шир Зер-Криспил, провели эксперимент, чтобы понять, что именно доставляет удовольствие особям животных, стоящих на намного более низких, чем человек, ступенях развития: только копуляция или весь марлезонский балет в целом. Выяснилось, что уровень нейропептида F вырастал только после совокупления. Так что, поскольку механизм биологического вознаграждения за правильное репродуктивное поведение у млекопитающих и насекомых весьма схож, если кто-то думает, что мужик тащится от угощения тётки трюфелями в кабаке или чтения ей стихов Башара Асадова (или Эдуарда Асада, фиг этих слепых сирийских поэтов из числа армянских алавитов отличишь одного от другого), то он или она глубоко заблуждается: удовлетворение совпадает по времени с оргазмом и эякуляцией после того, как обхаживаемая особа раздвинет ноги (или задерёт задний сегмент, именуемый брюшком, фиг его знает, как человеческие самки обозначают готовность к копуляции :)).
Но выяснилось и другое: в плане полового удовлетворения онанизм ничуть не хуже вставления пиелонефритового стержня в корундовую пещеру. Нет, тётки-биологички не дрочили пинцетом нанопиписьки самцов плодовой мухи. Они вывели ГМО-разновидность дрозофил, у которых нейроны, ответственные за эякуляцию, были чувствительны к стимуляции красным светом с определённой длиной волны. Используя эту особенность, они вызывали искусственную эякуляцию у самцов, облучая их этим светом. И уровень нейропептида F при этом у них рос точно так же, как и у тех самцов, которые сношались с самками.
Помимо объективного роста уровня нейропептида F, учёные наблюдали, что самцы, имеющие опыт такой стимуляции, тяготеют к источнику красного света, то есть, видимо, в момент эякуляции они испытывают приятные ощущения. Даже удавалось у них вызвать условный рефлекс (привет гениальному физиологу И.П.Павлову): если стимуляция светом сопровождалась внесением в воздух некоего непищевого запаха, то насекомые начинали тяготеть и к источникам этого запаха.
И была отмечена ещё одна интересная закономерность. Самцы, лишённые как секса, так и светового онанизма, весьма охотно жрали забродившие фрукты, сок которых содержит спирт. А вот сексуально удовлетворённые предпочитали хавку без бухла. Иными словами, горе от отсутствия траха мухи топили в вине.
Подробнее на нерусском пендосском языке можно почитать
здесь (научно-популярная версия) и
здесь (полный текст статьи израильских биологов).
И тут содержится сильный мессидж для бабов. Особливо для тех, которые жалуются на бухающих мужей. Нет, если муж уже стал мастером спирта и пропил либидо вместе с потенцией, то уже ничего не поможет: поздно пить боржом после появления трупных пятен. Здесь только хардкор: развод и мелких пополам.
Но если он только на ранних стадиях дружбы с бутылкой, может быть, интенсификация постельной жизни сможет его от этого отвратить? Использовать пипиську не как средство вымарщивания шубок, а как средство обеспечения счастливой семейной жизни без запоев, мордобоя, пьяных скандалов и прочих свинцовых прелестей сожительства с крепко и часто бухающим индивидом.
Апропо, я давно полагал, что алкоголизация населения в ребёнстве напрямую связана с сексом. Но немного в ином аспекте. Человек понастроил себе слишком много табу в половом вопросе, и лёгкая поддатость помогает преодолеть внутренние барьеры и переходить от одного этапа марлезонского балета к другому, скажем, от разглядывания к ощупыванию. А девицам - благосклонно принимать эти знаки внимания (да, засовывание руки под юбку и даже пальца туда, куда низ-зя - это тоже знак внимания, если девица человеку безразлична, он не станет даже пытаться сунуть ей туда палец), если кавалер вызывает у них физическое влечение. Именно для этого 14-летки и выпивают, никакой иной причины для этого, ИМХО, нет. Это уже потом наступает втянутость в ритуальное заданное традициями поведение из серии «Что за выходной без бутылки?», а порой и развитие физической зависимости от этанола. А поначалу мальчики и девочки пьют, чтобы увеличить свой шанс потрахаться. Но это чисто моя гипотеза, не проверенная израильскими биологинями на дрозофилах.