Интересное наблюдение

Aug 21, 2017 03:54

Сижу и слушаюв фоновом режиме на ю-тюбе большие подборки советских песен, причём не официозно-политических, а обычной лирики, разных лет. И заметил интересную метаморфозу, происшедшую на грани десятилетий.

Довоенная советская эстрада во многом ориентировалась на польские и прибалтийские образцы, хватало и явных каверов («У самовара я и моя Маша», «Синий платочек» без пулемётчиков, добавленных позже, «Утомлённое солнце», «Андрюша» и т.п.) плюс множество стилизаций («Счастье моё», «Дымок от папиросы», «Саша», «В парке Чаир»), это захватило и часть периода войны, например, «Два Максима», «Огонёк», «Землянка», «Офицерский вальс», «Тень» (ах, Клавдия Ивановна, даже у Ирины Крутовой не получается исполнить эту ленинградскую песню военных лет так круто).

Но конец 40-х-все 50-е - сплошная стилизация под деревенские мелодии. Вплоть до того, что «Уральская рябинушка», в которой речь идёт о горожанах, работающих на машиностроительном заводе (токарь и кузнец - не самые распространённые профессии на селе, может быть пара штук на рембазе, но трактористов, скотников и полеводов намного больше, зато в машиностроении их хоть КамАЗом вывози), сделана в совершенно сельском стиле à la russe, и исполняют её румяные дородные тётки в фофудье сарафанах и кокошниках. Причём тренд сохранялся и при Никите, та же «Рябинушка» - 1954 год, Сталина уже год как нет. Исключением являются разве что песня про монтажников-высотников из фильма «Высота» 1957 г., но это связано с тем, что маршевой музыки в русском деревенском фольклоре нет, разве что в немецком.

И вдруг в 60-е, в том числе и при Брежневе - возвращение в Европу, в основном в стиле французском и итальянском, как будто не было десятилетия официозного Völkisch, а в 70-е и позже ВИА протащили контрабандой и англосаксонские мелодии и ритмы.

Кстати, почти все прослушанные мелодии были приятными на слух, включая квазифольклор. Так что это не критика.





СССР, культура

Previous post Next post
Up