Зачем такие фамилии?

Dec 12, 2016 02:52

Если фамилии типа Изнурёнков, Плотский-Поцелуев или Хворобьев встречаются в сатирическом произведении, это более или менее понятно. Но почему в совершенно серьёзных вещах, не носящих никакого юмористического или сатирического потенциала, отрицательным персонажам дают странные фамилии?

Берём, скажем, фильм «Строгий юноша». При профессоре с нормальной человеческой фамилией Степанов состоит приживал Фёдор Цитронов. Сильно сомневаюсь, что такая фамилия сильно распространена: всё же цитрон в России не растёт, а из цитрусовых в стародавние времена были хорошо известны лишь лимоны, апельсины и мандарины, в послевоенное время народ узнал про существование грейпфрутов. Цитрон используется в иудейском культе как предмет, необходимый для праздника кущей, но сами иудеи его цитроном не называют, и будь этот персонаж евреем, то носил бы фамилию вроде Этрогмана или Этрогера. Неужели приживал не может носить обычную распространённую фамилию, например, Курицын или Капустин?

Или у Леонова в «Русском лесе» хороший человек носит фамилию Вихров, а нехороший - Грациани Грацианский. Будь он Грациани, то была бы хотя бы аллюзия на итальянского фашистского маршала Родольфо Грациани, да и то, в СССР он был мало известен, чай не фон Райхенау, не фон Манштейн и не Паулюс.

Нет, антисемитизм Леонова ни при чём: Грацианский - не еврейская фамилия, а русская поповская (кстати, и по сюжету нехороший профессор, работавший до революции на мыколкино-номер-два гестапо, - сын преподавателя санкт-ленинградской духовной академии, а не каховского раввина). Вроде Велосипедова - такая фамилия существовала ещё до изобретения собственно велосипеда, - перетолмаченного на латынь из Быстроногова, или Аедоницкого, который, в сущности, обычный Соловьёв после семинарии (а предок советского композитора и вовсе изначально был Андреевым, его в Аедоницкого переименовали по благословению архиерея за хороший голос - он был церковным певчим до получения сана).

Спрашивается, почему бы нехорошему поповичу не носить простую фамилию Попов? Одни из наиболее несимпатичных реальных персонажей российско-советской истории носили банальнейшие фамилии Власов, Краснов и Ежов, а не Табльдотов, Рататуйский или Круассанов...

Подчёркиваю, что в обоих случаях речь идёт не о сатирико-юмористических произведениях, где подобный приём с нехорошими фамилиями применялся ещё со времён Фонвизина (Скотинин, Простакова и проч.), а о серьёзных...





недоумение, кино, культура, литература

Previous post Next post
Up