Эта страшная штука - справедливость

Apr 04, 2014 04:45


По определению, это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. И в самом определении нет ничего страшного нет. Страшное - это то, что понятие о должном является функцией этической системы, а этические системы, в основе которой лежат те или иные религии и предшествующие им родоплеменные установки и традиции (отчасти модифицированные в соответствии с обстоятельствами бытия) сильно различаются по своей сути.

Так, гопник считает справедливым то, что он отжал мобилу у ботаника. Раз ботаник не смог сколотить банду, которая его бы защитила (едва ли он ожидает, что жертва подобна персонажу Арнольда Шварценеггера из «Терминатора», который без сообщников разъ**ал целый РОВД, и в состоянии отбиться в одиночку от группы из 4-5 человек - а гопники сознательно идут на дело группой и выцепляют одиночек), то значит, вполне справедливо то, что он является «кормовой базой» для гопника. Старая и традиционная этическая система, которой на протяжении нескольких веков придерживались предки нынешних белых и пушистых скандинавов: раз они достаточно дерзкие для того, чтобы грабить, значит страдания ограбленных и убитых ими вполне справедливы.

Певчий Лёшка Розум (более известный под фамилией Разумовский) полагал, что вполне справедливо, что его полный излишеств и роскоши образ жизни обеспечивают тысячи крепостных рабов - ведь он сумел ублажить в койке самоё государыню, за что и получил такой в прямом смысле царский подарок, вместе с графским титулом. Это только Луку Мудищева судьба снабдила х**м, взамен не давши ни х*я, Разумовские в нескольких поколениях получили такую ренту с х*я основателя рода, о какой не могла бы мечтать самая дорогая проститутка мира...

Точно так же богатый бездельник из категории «светских львов» считает вполне справедливым порядок, при котором он, ни рожна не делая, имеет доступ ко всем имеющимся в данную эпоху благам: ведь какой-то его дальний предок создал бизнес-империю, приносящую миллиардные прибыли. Сам он управлением этой империей не занимается, этим заняты наёмные менеджеры, но считает себя не в меньшем праве присваивать прибавочную стоимость, нежели тот, кто всё это дело замутил. А иной раз предок и бизнес-империи не создавал, просто сделал имя, ставшее брендом. Так, праправнук Бисмарка получал места в советах директоров крупных компаний просто за фамилию, а своё время заполнял оргиями и кокаином (от последнего и помер в 45 лет).

И есть множество иных концепций справедливости, например, кармическая: если кому-то хреново, он, типа, в прошлой жизни накуролесил, значит, всё идёт так, как это должно быть (см. определение справедливости). И не фиг против этого бунтовать, а то карма ещё сильнее испортится и вообще в следующей жизни угораздит родиться баобабом, как пел по аналогичному поводу Высоцкий.

Впрочем, когда это понятие в той или иной форме фигурирует в теоретических дискуссиях в Интернете или на кухне под водочку, то никакой опасности оно не представляет. Хуже, когда его делают элементом государственной идеологии, обосновывающей желание поломать худо-бедно работающий сложившийся мировой порядок. Когда это понятие поднимают на знамёна бандиты с большой дороги, от Гитлера до персидских аятолл.

Спрашивается, в чём заслуга Ирана в том, что там есть нефть? Она там была и до того, как персы приняли ислам, и даже до того, как там вообще поселился человек, так что это не награда от Аллаха за благочестие. И не муллы её поместили в недра Земли, и не они открыли месторождения и создали способы их разработки, и не они придумали, как можно её использовать - без чего она была бы просто огнеопасной грязью. Тем не менее, мировой порядок, при котором товары и услуги, придуманные человеком и сделанные его руками или головой, ценятся выше, чем случайный подарок судьбы в виде ископаемого сырья, видится им несправедливым, и они готовятся к тому, чтобы коренным образом его ломать, для чего и затеяли всю эту муть с ядерным проектом.

Увы, после разгрома Третьего Райха, самоубийства Гитлера и казни его сообщников, желающих устанавливать высшую справедливость и ломать мировой порядок, не поубавилось. Осталось только пожелать им того же конца, как у Гитлера.







война, политика, общество, этика

Previous post Next post
Up