О пафосе

Sep 04, 2013 04:38


Как то очень давно, будучи в Советском Союзе, я маялся бездельем. Не постоянно, разумеется, а в конкретный день, уже не помню, по какой причине. То есть, заняться было абсолютно нечем, в школе были каникулы и т.п. И как назло, газета скуки не развеяла. Половина её была занята выступлением Брежнева по какому-то поводу.

Попытался убить время чтением этого эпохального текста, но быстро бросил: пафосную трескотню было невозможно читать. И вдруг придумал себе интеллектуальную игру, чтобы убить время: переложить речь Леонида Ильича нормальным человеческим языком. Нет, не матом и не на школьный жаргон 70-х, а просто выделить высказываемые оратором мысли и изложить их суть теми словами и оборотами, которыми пользуются в своём общении нормальные культурные люди. Вооружился авторучкой, и понеслась она по кочкам.

Пять часов пролетели незаметно. В результате, речь стала раз в 15-20 короче того варианта, который был опубликован в «Комсомолке» (то есть, она уложилась бы тысячи в 2-3 знаков, при этом содержала бы ровно ту же информацию, что и оригинал), а я пришёл к выводу, что выступление не лишено смысла, вот только он похоронен под грудами напыщенного говна. Но вот только почему глава государства излагает свою позицию в такой дурной форме, что ни слушать, ни читать это нет никаких человеческих сил?

До сих пор не могу понять, кто придумал эту торжественную тарабарщину, на которой с трибуны разговаривали советские начальники эпохи застоя. Наверное, какой-то вредитель из дворян, недостреленных во время Гражданской войны и сразу после неё (кстати, к Сталину такому вредителю не удалось набиться в спичрайтеры - он хотя и не Демосфен, не Цицерон и даже не Плевако, но тексты его речей, которые он составлял, вроде бы, сам, вполне читабельны, правда, чтобы понимать что к чему, нужно иметь представление об исторических реалиях на момент произнесения каждой из них, в те годы они менялись гораздо чаще, чем при Брежневе).

Если русскую литературу от таких любителей трескучего и непонятного слова избавили Карамзин, Жуковский и Пушкин, после них писать оды наполовину на древнеболгарском, наполовину на вышедших из употребления словах русского языка, да и вообще творить в жанре оды стало некомильфо, то не нашлось никого для очистки от напыщенного говна речей высшего начальства - как царские манифесты, так и выступления Брежнева были перегружены пафосом, утомляющим через пару минут чтения текста.

В результате, речи Брежнева по доброй воле не слушали и не читали даже смые большие его лоялисты... До сих пор малейший намёк на пафос в чьих бы то ни было речах создаёт лично у меня впечатление, что человек пи**ит.







история, культура, моё глубокое ИМХО, велик могучим русский языка

Previous post Next post
Up