Капитализм и технический прогресс

Jan 27, 2013 02:15


Взаимоотношения этих двух сущностей весьма противоречивы. С одной стороны, капитализм создаёт условия для максимальной реализации техических идей: тот же Гугл, изобрети его Брин в СССР будучи сотрудником какого-то НИИ прикладной математики, в лучшем случае стал бы удобной приблудой для сотрудников вычислительных центров АН СССР или министерства обороны (скажем, для поиска чего-то очень узкоспециального в массивах данных), а не приложением, которым пользуются сотни миллионов обычных людей для своего удобства. В том числе, и не для возвышенных целей, вроде расчёта орбиты ракеты, которая сможет доставить в Вашингтон «Кузькину мать» с эквивалентом в 57 МТ ТНТ, а для поиска низменной порнушки или обывательских советов о том, как лучше приготовить фуа-гру из плавленого сырка «Дружба», вырастить в кадке секвойю в натуральную величину или удалить жёлто-коричневое пятно с подштанников, посаженное во время попытки совершить прыжок «банджи».

С другой, всякое усовершенствование технологий и возникновение нового хоронит сложившиеся лавочки тех, кто зарабатывал на старом, и они делают всё возможное, чтобы затормозить выход нового на рынки. Так было во времена первого паровоза и первой электрической лампочки, так будет и впредь, ибо природа человека неизменна. И те из предпринимателей, которые громче всех кричат, что бедные бедны из-за того, что не хотят развиваться, запоют совсем иначе, если развитие вынудит их начать лихорадочный поиск иного способа зарабатывания на Куршавель, ибо их нынешний способ превратится в анахренизм.

Новая разработка Гугла может принести триллионы долларов тем, кто будет причастен к её изготовлению и распространению, но при этом разорить миллионы тех, кто кормятся с традиционного способа перемещения в пространстве.

Кстати, если бы советский социализм был именно таким, каким его описывали в пропаганде, а не гибридом традиционного романовского империализма с сословно-бюрократической клептократией, то эта проблема имела бы решение: людям, лишившимся дохода, не пришлось бы колготиться с неизвестным результатом в поисках нового приложения сил; Госплан бы просто посчитал, кто и в каком количестве понадобится для работы с новыми инфраструктурами, вытекающими из смены технологической парадигмы, и лишних людей переучили бы на новые специальности с учётом имеющегося у них уровня образования (то есть, скажем, инженеру не пришлось бы выносить горшки в богадельне). И поискал бы работу и для тех, кто не нужен в новой системе, с учётом потребности общества в тех или иных товарах и услугах.


Обозреватель Forbes Чунка Муи попробовал подсчитать, сколько денег принесут экономике автономные машины Google, когда технологию все же доведут до ума и автомобили действительно смогут обходиться без водителей. По его мнению, речь идет о триллионах долларов - но не только прибылей, но и убытков.

Google утверждает, что внедрение автономных автомобилей на 90% снизит количество ДТП. Одно это сможет сэкономить триллионы. Сейчас на дорогах каждый год погибает 1.2 миллиона человек и еще 50 миллионов получают увечья. По прогнозу Всемирной организации здравоохранения, ситуация будет только ухудшаться, и к 2030 году ДТП станут причиной смерти 3.6% людей в сравнении с 2.2% в 2002 году.

Второе утверждение Google - экономия времени и энергии до 90%. Каждый стоящий в пробке в это может поверить. Кстати, в третьих, это приведет и к значительному снижению числа автомобилей. Если верить Google - на те же 90%.

Как отмечает Муи, последнее означает, что такое радикальное изменение авторынка принесет не только прибыли, но и обрушит целые отрасли. Ненужным станет не только автомобилестроение, но и ремонтные мастерские, и автодилеры, и страховые компании, и кредитные отделы банков, парковщики, гаишники, сборщики транспортных налогов, нефтяники, многие медики...

Из самих автомобилей исчезнут многие элементы, считающиеся неотъемлемой частью современной машины. Если нет аварий, то кому нужны крепкие кузова и воздушные подушки? Лучше сэкономить тонны стали.

Сейчас автомобильный рынок в США оценивается в 600 миллиардов долларов. Еще 200 миллиардов американцы выплачивают страховым компаниям ежегодно.

image Click to view










экономика, социализм, общество, капитализм, технологии

Previous post Next post
Up