Путешествия по Индии. Мадхья-Прадеш. Омкарешвар.

Nov 18, 2019 13:20





ПРАДАКШИНА - ритуальный обход вокруг святыни, почитаемого человека или статуи божества "слева направо", "по ходу солнца", или, как мы теперь говорим, "по часовой стрелке". При таком обходе правое плечо обращено к объекту почитания. Противоположностью П. является апасавья - левосторонний обход, совершаемый "против солнца"; он использовался в заупокойных обрядах (шраддха) и в актах вредоносной (в части., воинской) магии. И П., и апасавья имеют аналогии в обрядности др. индоевропейских народов (напр., славян, кельтов).

https://dic.academic.ru/dic.nsf/induism/546/%D0%9F%D0%A0%D0%90%D0%94%D0%90%D0%9A%D0%A8%D0%98%D0%9D%D0%90

В Омкарешваре прадакшина начинается на ступенях, расположенных перед храмом Омкар Мандхата, потом идёт по всему острову.
Когда закончился дождь, мы перешли по мосту на островную часть,



в храм заходить не стали, были там вчера вечером,



сразу свернули влево, оставив всю правую часть позади.



Нармада влекла, хотелось оказаться к ней поближе.



Тропа шла вдоль обрыва, на котором теснились храмы, ашрамы, дома,



мы как-то приободрились, выбравшись из городских трущоб поближе к природе,



рассматривали противоположный берег, где сами жили,





и то, что встречали здесь, например, старый храм, построенный в тринадцатом веке и позже восстановленный,









Ганешу, убирающего препятствия,



непуганых птиц.







Радовало и то, что на тропе мы практически весь путь оказывались одни, разве что за редким исключением.



Иногда открывались виды на Нармаду,







часто её перекрывали строения, тогда мы рассматривали символы, коих там во множестве,







проходили мимо пещер садху,



повстречали команду работающих осликов.





Дошли до западной части острова, усыпанной галькой,



там находятся несколько святилищ, останавливаются садху,





приходят паломники. Хорошее место!



Немного передохнули и пошли дальше, заходили в ашрам, встречали дома и снова пещеры, где висели старые-старые фотографии.







Дорожка, по бокам заросшие огороды с редкими посадками, всё же дождей было много и здесь.





И двор, и строение обработано разведённым в воде коровьим навозом - естественным антисептиком.



Вдоль всей тропы святилища со статуями божеств в стиле наивного искусства, как мне видится.







Преодолели ещё один подъём,



навстречу лихо спускались мальчишки на осликах, даже не держась руками,



и оказались у высокого храма Гаури Сомнатх, украшенного резными деталями.





Я почти не снимала, столько снято храмов за эти годы. Уже хотели уходить, как нас остановила пожилая женщина, поднимавшаяся по ступеням навстречу, махнула рукой "упар" - идите наверх, мы вернулись и по крутым лестницам поднялись на несколько этажей вверх. Следом поднималась она. Там же встретили группу мужчин, я услышала знакомый язык - они говорили на каннада, подумала, они из Карнатаки, что они и подтвердили в ответ на мой вопрос, удивившись, откуда я это знаю, было приятно. Потом я сделала фотографию, которая для меня символизирует нашу парикраму, да и весь Омкарешвар, могла больше ничего и не снимать, такое же ощущение, какое было в Удджайне с той, одной фотографией.



Мы прошли почти четыре километра, рядом с храмом можно было выпить чаю. Чай вкусный, компания многочисленная и многоликая.









Оставалось, наверное, столько же.


Храмы, Традиции, Индия 2019-2020, Мадхья-Прадеш, Путешествия

Previous post Next post
Up