как взрослые дяди фальсифицируют источники

Aug 20, 2012 13:20

Ну почему, почему изучать германское язычество нельзя без фальшаков?
Очередной шедевр, на который я натолкнулась недавно:

"«У древних германцев день зимнего солнцеворота отмечался особой мистерией: на белом коне выезжал всадник, изображавший бога-громовника Доннара, в сопровождении кузнеца с молотом, обвитым гороховой соломой, или “медведя” (человека, опутанного гороховыми стеблями)». - Серов С.Я. Медведь-супруг (Вариации обряда и сказки у народов Европы и Испанской Америки)// Фольклор и историческая этнография. М.: Наука, 1983. С. 180.

Ссылки даются следующие: Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Зимние праздники. М.: Наука, 1973. С. 62, 93, 138, 144, 227, 291; Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865, т. 1. С. 387.

Поскольку сведения, сообщаемые аффтаром, умопомрачительны, я не поленилась проверить. И что же?
1) Книга на самом деле называется: Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX - начало XX в.: Зимние праздники. М.: Наука, 1973.
Из заглавия умышленно убрана хронология, чтобы читатель не догадался, что это не про древних германцев.
2) С. 62 - в статье С.А. Токарева «Народы Пиренейского полуострова» (с. 53-67). В статье вообще нет ни слова о германцах, древних или современных, и о Доннаре. Речь идёт о святочных ряжениях современных басков, в которых участвует всадник «на грубо сделанном макете лошади», а также маски медведя, кота, цыганки, ягнят, пастухов и кузнецов (без всякой гороховой соломы).
3) С. 93 - в ст. И.Н. Гроздовой «Народы Британских островов» (с. 80-102).
Речь опять-таки не идёт о древних германцах, Доннаре и горохе, кроме того, на этот раз отсутствуют даже всадники и кузнецы. В статье описывается шотландский святочный карнавал эпохи Возрождения, на котором избирался шутовской аббат, а в его свиту входили маски лошади, медведя, дракона и других животных.
4) С. 138 - в ст. М.Н. Морозовой «Скандинавские и финские лопари» (с. 136-138). Всё, что хотя бы косвенно имеет отношение к данной теме, сводится к фразе: «Чаще всего рядятся в оленя, медведя, а также выступают в образах добрых или злых духов».
5) С. 144 - в ст. Т.Д. Филимоновой «Немцы» (с. 139-161).
а) речь опять-таки не идёт о древних германцах, а о немцах конца XIX в.;
б) в описанном ритуале действует не Доннар, а Буссеклас, ипостась св. Николая - т.е. местный Дед Мороз (в его отрицательном варианте - наказывающий детей);
в) на белом коне едет не он, а сопровождающий его всадник, не идентифицированный в статье;
г) соответствует действительности только «гороховый медведь», сопровождавший Буссекласа.

6) С. 227 - О.А. Ганцкая, Н.Н. Грацианская, С.А. Токарев «Западные славяне» (с. 204-234). Опять-таки, ни слова о древних германцах, Доннаре и всаднике на белом коне. Описывается лишь хорошо известная славянская святочная пантомима с актёром-«медведем», который иногда был обмотан гороховыми стеблями.

7) С. 291 - М.Я. Салманович, «Румыны» (с. 284-298). Описываются колядки в Румынии с имитацией пахоты. Вообще нет ни слова про всадников, коней, медведей и горох. Правда, присутствует иллюстрация, изображающая румынский аналог пантомимы псевдо-медведя с поводырём («медведь» на картинке без всякого гороха).

Вывод: все ссылки на этот сборник - фальшивые. Ни одна не имеет отношения к древним германцам, 5 из 6 - к германским народам вообще, и ни одна не сообщает о выезде Доннара на белом коне (откуда взялся кузнец с молотом в гороховых стеблях - также непонятно).

Афанасьева пока проверить не успела. Он, конечно, был изрядный фантазёр, но что-то подсказывает мне, что не настолько...

Update: ссылка на Афанасьева, как выяснилось, подлинная. То есть это место фактически списано у Афанасьева, но украшено для солидности фальшивыми ссылками. Откуда взял сие Афанасьев, плиз, не спрашивайте. В XIX в. было много фантазийных реконструкций.

скандинавистика, фальсификации, мифы, религия

Previous post Next post
Up