Aug 13, 2012 19:35
Недавно наткнулась по телевизору на старый мультик про Карлсона. Посмотрела с большим удовольствием, а потом решила перечитать первоисточник. Раскопала в шкафу книжку (ту самую зелёненькую, где ещё про Маугли и Винни-Пуха в одном флаконе) и улеглась с нею на диван.
Я не успела ещё дочитать до конца, как меня осенило: ё-моё, ведь Карлсон - это ангел! Падший, конечно, ангел, поэтому характер у него основательно испортился. А так - непонятного происхождения (его рассказы про родственников все выдуманные), без возраста и всё время летает. Конечно, если бы у него был не пропеллер, а крылья, читатель бы это сразу ловил (заметим, что в сюжете бы от этого ничего не изменилось).
Заметим, при кажущейся своей зловредности функции ангела-хранителя Карлсон выполняет превосходно. Мирит Малыша и фрекен Бок. Целых три раза пресекает криминальные поползновения Филле и Рулле. Приносит молоко забытому в квартире плачущему младенцу. Перевоспитывает отвратительного дядю Юлиуса и даже (пусть непреднамеренно) устраивает его и фрекен Бок семейное счастье. С ума сойти, что существуют ещё моралисты, которые всерьёз полагают, что этот персонаж подаёт дурной пример и учит детей хулиганить!
Не знаю, замечал ли кто-нибудь: объектами шалостей Карлсона НИКОГДА не становятся папа и мама Малыша (он вообще крайне редко появляется в их присутствии). Почему? Да потому, что с ними всё в порядке - они в воспитании не нуждаются. Карлсон атакует только тех людей, у которых есть определённые проблемы - фрекен Бок, дядю Юлиуса, воров.
Если вдуматься, фрекен Бок и дядя Юлиус - такие же законченные эгоцентристы, как Карлсон, только их эгоцентризм лишён всякого обаяния, потому что они ханжески прикрывают его взрослыми условностями. Но вот в чём особенность сказки Астрид Линдгрен: даже столь противные люди в глубине души - люди, заслуживающие любви и сами способные на любовь. Карлсон занимается тем, что будит в них человеческое.
Впрочем, после ряда голливудских комедий о падших ангелах среди людей мои заметки, наверное, полная банальность.
литературная критика