Вчера абсолютно случайно включила телеканал "Культура" и попала на самое начало "Прекрасной лжи" (1958).
Несмотря на примитив и идиотизм сюжетной коллизии, а также то, что фильм, по большому счёту, представляет из себя цепочку музыкальных номеров, посмотрела с наслаждением не отрываясь от начала до конца. Во-первых, латиноамериканцы вообще и Лолита Торрес в частности прекрасно поют, и это настоящее пение, а не упражнение на тему ритмов, как в какой-нибудь "Моей прекрасной леди" - кончики нервов входят в резонанс с мотивом.
Во-вторых, я вообще обожаю раннее цветное кино, потому что в середине XX в. даже в самых тупых комедиях считалась обязательной профессиональная работа с цветом. В "Прекрасной лжи" картинка прекрасна без преувеличения - расстановка акцентов на красном, голубом, белом просто совершенство. Большинство фильмов, снятых позднее 1980-х, мне физически тяжело смотреть из-за цветовой каши на экране (я не имею в виду, конечно, штучные продукты типа "Красоты по-американски").
Но самое неожиданное то, что этот фильм, снятый полвека назад, абсолютно постмодерничен. По развитию сюжета он напоминает "Волхва" Фаулза (который тогда лежал недописанный в ящике стола, да и литературные приёмы, использованные Фаулзом, будут подхвачены несколько позже). Каждый последующий поворот сюжета или даже эпизод отменяет реальность предыдущего впечатления зрителя: "Ах, вы поверили? А всё на самом деле не так!". Смена ракурсов блистательно срежиссирована: когда перед сном Анхелита смотрит на портрет своей лже-матери в сценическом костюме, а затем этот портрет оживает в виде самой Анхелиты, поющей на бутафорской улице в окружении толпы горячих испанских парней в народных костюмах - зритель автоматически предполагает, что это сон героини, но оказывается, что это реальный концерт, состоявшийся на следующий день. А вот Анхелита складывает в чемодан свои приютские вещи, вроде бы готовясь бежать из дома приёмного отца - но тут вдруг раздвигается занавес, и она оказывается на сцене перед толпой зрителей (оказывается, чемодан и приютское платьице - реквизит музыкального номера, в котором она поёт о своём удочерении).
Финал же абсолютно фаулзовский - но пересказывать не буду :-)