Sep 02, 2011 21:06
Итак, больная тема (для меня как для человека, который занимался и изучением языков, и преподаванием). Сразу скажу, что данный пост адресован не тем, кто делает себе ваковские публикации по теме "методики преподавания иностранных языков" или пишет учебники по этому предмету.
Миф 1. После достижения определённого "критического" возраста освоение иностранных языков невозможно.
Каков этот возраст - никто не знает. Естественно, я не пробовала преподавать людям, находящимся в старческом маразме. Но на этот миф с нытьём ссылаются вполне здравые и бодрые товарищи от 20 до 35 лет.
Некоторые реальные основания под этим мифом есть. Так, опытным путём известно, что первый иностранный язык легче усваивается детьми. Однако здесь есть куча "но". Во-первых, это наблюдается главным образом при погружении в языковую среду. При зубрёжке языка по учебникам 10-летние сталкиваются с теми же проблемами, что и 20-летние (хорошо помню своего одноклассника Рому Б., который вёл себя абсолютно идентично студенту, которого я учила этой весной). Во-вторых, у детей объективно выше уровень любопытства, потребности в общении и инстинкта подражания. Таким образом, к языковым способностям самим по себе этот эффект может не иметь отношения. (Кстати, само наличие "критического периода" для освоения любого языка у умственно нормальных людей не является общепризнанным психологическим фактом; это вопрос дискуссионный. Дети, "воспитанные волками", которых так любили приводить в пример в связи с этим, в большинстве своём вымышлены - см. предыдущий пост и книгу С. Аролеса).
Впрочем, многие знают по личному опыту, что второй язык нередко начинают учить в вузе, и вполне эффективно. Если же вы берётесь за третий или четвёртый язык, то абсолютно всё равно, 20 вам, 30 или 60. Стало быть, "критический возраст" распространяется только на первый язык?
Опыт как будто свидетельствует в пользу этого. Если человек до 20 и более лет не учил иностранных языков или учил с грехом пополам, то у него действительно возникают трудности. Большое "но" заключается в том, что люди, оказавшиеся в такой ситуации - это практически всегда люди, у которых отсутствует внятная мотивация изучения иностранному языку. Они, скрипя зубами, идут на курсы, потому что а) послали мама или работодатель; б) "в наше время все знают английский, без английского вроде как-то всё равно что без галстука"; в) для того, чтобы указать в резюме вожделенный пункт "знание иностранных языков". Иной практической пользы они от уроков не ждут. Те, у кого ожидания были другими ("выучу английский и прочитаю Агату Кристи в оригинале!" или "выучу английский и выйду замуж за американца!") - они уже выучили основы языка раньше, и если и идут на курсы, то для повышения уровня.
Короче говоря, если вам за 20, вы не знаете иностранных языков и решили пойти на курсы, то первый вопрос, которым стоит задаться - А ОНО ВАМ НАДО? Постарайтесь сформулировать, что именно вам нужно - с какой целью лично вы хотите изучать язык и какого уровня планируете достичь. А если ответов на этот вопрос не находится, кроме перечисленных выше, то, может быть, не стоит мучать себя и преподавателя?
Если же Вы смогли найти внятный ответ (например: "я хочу выучить немецкий потому, что мне нужно знать, что писал Фрейд в оригинале, а не в переводе") - то будь вы хоть пенсионер, у вас всё получится.
лингвистика