Лахова, конечно, мне знатно подкузьмила, но я всё-таки хочу провести опрос. Интересует меня исключительно освоение названий цветов носителями русского языка в детстве, комменты про ориентацию оставьте при себе, пожалуйста
( Read more... )
Каждый охотник -- либо последние пару лет детского сада, либо начальная школа (соответственно, 70-е или 80-е годы). Но, с младенчества же были цветные карандаши, фломастеры, пластилин, акварель и гуашь, т.е. мне сложно представить, как можно не узнать и не запомнить их названия к возрасту порядка 4-5 лет. В обычной же жизни, если цвет принципиален, то нормальный человек просто скажет номер из каталога цветов, бо, например, Pantone Blue 072 C, Pantone Reflex Blue C и Pantone 280 C это три разных синих цвета, Pantone Process Cyan C, Pantone 298 C и какой-нибудь Pantone 292 С это три разных голубых цвета, при этом Pantone Process Blue C где-то между ними, причём ближе к голубому чем к синему.
Вопрос был про усвоение названий 7 цветов ньютоновского спектра. Так-то любой историк текстиля скажет, что синий бывает кубовой, электрик и ещё до кучи.
В моём дошкольном детстве мало у кого был набор фломастеров больше 6 цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный и коричневый). А краски, опять же если больше 6 цветов, называются весьма своеобразно: ультрамарин, аквамарин, кобальт синий светлый, "голубой" называется по факту тёмно-синяя, а "синей" вообще не существует.
Названия красок это названия красок (это рецепт приготовления), а получаемый цвет это получаемый цвет. Голубой цвет получается из краски синего цвета, синий -- из почти иссиня-чёрного, жёлтый -- из оранжевого, оранжевый -- из почти коричневого, пурпурный -- из явно красного, красный -- из искрасна-чёрного, зелёный из иззелена-чёрного. Первое слово -- это то, что на бумаге после растворения и тонким слоем, второе -- как выглядит сама краска в концентрированном виде. Это же очевидно любому ребёнку, как только он попробует порисовать. Ну и краски я использовал до того, как научился читать названия (на банках гуаши, на акварели их естественно не было).
Карандаши и фломастеры у меня были и голубые и синие и фиолетовые и ещё несколько промежуточных градаций. 70-е годы, Минск, оба родителя из деревни, инженеры: папа оптик-механик, мама программист, т.е. с деньгами было не сильно густо.
В Минске как раз могло быть с фломастерами лучше, чем в Подмосковье. Белоруссия и сейчас лёгкой промышленностью пол-России обеспечивает, пусть и не канцтоварами. Не надо свой конкретный опыт экстраполировать на всех. Я вот до 90-х не видела набора, где были бы и голубой, и синий фломастеры вместе. А в какой-нибудь Рязанской области у большинства детей вообще могло не быть фломастеров. Это же очевидно любому ребёнку, как только он попробует порисовать - здесь научный блог, и на аргументе "это же очевидно" обсуждение я обычно заканчиваю.
>Это же очевидно любому ребёнку, как только он попробует порисовать - здесь научный блог, и на аргументе "это же очевидно" обсуждение я обычно заканчиваю.
В моей терминологии «очевидно» = если хотя бы однократно поставить эксперимент по рисованию акварельною краской, то будет получен опыт о разнице в цвете между концентрированной краской и её следом на бумаге. Что для голубого цвета надо макнуть кисточку в синий кружок, а для синего макнуть в сине-чёрный. А если эксперимент ещё и повторить несколько раз, с большой долей вероятности появится опыт, что синий ещё можно получить, смешав краски из синего и красного кружочков. Если же эксперимент повторять достаточно долго, появится опыт, что весь диапазон от голубого до фиолетового на бумаге можно получить, смешав краски из синего, красного, белого и чёрного кружочков. И я точно помню, что это было задолго до «каждый охотник».
Это не эксперимент. Эксперимент - это дать проделать это как минимум 100 детям 4-5-летнего возраста, ещё не слышавшим про охотника и фазана, и спросить у них, какие получаются цвета. И да, желательно, чтобы половина детей была русскоязычными, половина англоязычными. И при этом зафиксировать, кто из детей уже умеет читать, а кто ещё нет (потому что умение прочесть надписи на коробке тоже влияет).
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Карандаши и фломастеры у меня были и голубые и синие и фиолетовые и ещё несколько промежуточных градаций. 70-е годы, Минск, оба родителя из деревни, инженеры: папа оптик-механик, мама программист, т.е. с деньгами было не сильно густо.
Reply
Это же очевидно любому ребёнку, как только он попробует порисовать - здесь научный блог, и на аргументе "это же очевидно" обсуждение я обычно заканчиваю.
Reply
В моей терминологии «очевидно» = если хотя бы однократно поставить эксперимент по рисованию акварельною краской, то будет получен опыт о разнице в цвете между концентрированной краской и её следом на бумаге. Что для голубого цвета надо макнуть кисточку в синий кружок, а для синего макнуть в сине-чёрный. А если эксперимент ещё и повторить несколько раз, с большой долей вероятности появится опыт, что синий ещё можно получить, смешав краски из синего и красного кружочков. Если же эксперимент повторять достаточно долго, появится опыт, что весь диапазон от голубого до фиолетового на бумаге можно получить, смешав краски из синего, красного, белого и чёрного кружочков. И я точно помню, что это было задолго до «каждый охотник».
Reply
Reply
Leave a comment