Спектакль заинтересовал меня уже тем, что режиссёр Максим Диденко - мой ровесник год в год. Возможно, мы с ним даже в одни и те же дни и часы слушали Тот Самый Винил - вы догадались, что речь идёт о радиопьесе Высоцкого, где часть песен исполнял он самолично...
Я могу сказать, что ощущение кэрролловского мира, которое пытается передать Диденко, в точности сопадает с моим: это мир не умилительный, а страшный. Меня не пугали в детстве народные сказки с расчленёнкой - было ясно, что всё это понарошку, что героя побрызгают живой водой, он встанет и пойдёт побеждать Кощея. "Алиса" же казалась какой-то неправильной сказкой - сказки такими не должны быть, - и оттого страшной. Ещё страшнее были песни, в особенности "Падайте ниц". От этих песен хотелось забиться под кровать, охватить голову руками и завыть.
Спектакль Диденко - палимсест: в нём целая археология "Алисы". Сперва поверх Кэрролла писала Демурова, потом поверх Демуровой писал Высоцкий, а Диденко пишет поверх Высоцкого. Как ни странно, в данном случае у меня эта идея отторжения не вызывает, хотя я в целом не поклонница "режиссёрского" театра. У Диденко безусловно есть что сказать, его работа с источниками - не праздное жонглирование смыслами в духе "а вот чего бы ещё придумать?". Я разделяю настроение Диденко и понимаю, что он хочет передать. Другой вопрос - насколько ему удалось реализовать свои намерения.
Мне решительно не понравилась идея переписать все песни Высоцкого на другую музыку. Часть вышла неплохо ("Странные скачки" и "Крокей"), часть просто ужасно (песенка Шляпника). Если спектакль заявлен как оммаж Высоцкому, зачем так поступать с его музыкой? Разве не логично было бы сделать нормальные ремиксы оригинальных песен? Песни Высоцкого и так можно было бы неплохо аранжировать под тяжёлый рок, без переписывания мелодии. Потому что в голове после спектакля всё равно играют мелодии Высоцкого, а не то, что звучало на сцене в действительности.
Далее, спектакль рыхл. У него числится официальный драматург, но нет драматургии. (По-моему, беда современного российского театра - в том, что полностью вымерло понимание, что такое драматургическое действие). Очень живое и энергичное начало, но дальше спектакль начинает рассыпаться. Диденко пытается нарезать фрагменты радиопьесы и перекомпоновать их в собственную историю, но перекомпоновке недостаёт внятной концепции. Режиссёр как будто так и не смог определиться, что он делает: абсурдистскую историю, историю борьбы добра со злом или попурри из отдельных музыкальных номеров. И я определённо не могу одобрить идею с тёмным двойником Алисы - злодейкой, которую надо победить. Диденко пытается превратить "Алису" в традиционную сказку (возможно, в терапевтических целях, но это противоречит самой идее "Алисы"). Совсем уж неясно назначение номера с исполнением "Бармаглота" в конце - он как будто приклеен для заполнения сценического времени.
И всё-таки, со всеми этим оговорками, смотреть безусловно стоит. По отдельности многие диалоги и сцены очень хороши, а те смыслы радиопьесы Высоцкого, которые были актуальны в конце 1970-х, играют ярче некуда и в наше время (возможно, кое-где они подчёркиваются даже слишком прямолинейно). Спектакль зрелищен в хорошем смысле слова, визуальное оформление стилистически выдержано, костюмерам и гримёрам низкий поклон - всё сделано с большим вкусом и без ложного минимализма. Отлично поставлены музыкальные номера, особенно с быстрыми танцами.
ЗЫ: и о низменном - за билеты в первые ряды партера переплачивать не стоит, зал малюсенький, из задних рядов партера или из бельетажа смотреть даже удобнее.