Эпилог по теме литературы в школе

Feb 19, 2018 13:57

Это будет последний пост на эту тему. Поскольку комментариев под темой "литература в школе" бывает много, а толку мало. Попытаюсь ещё раз изложить свою позицию.
Преподавание литературы не должно быть поставлено с точки зрения "а сейчас я вам, бараны, буду набивать в голову Высокую Культуру". Хотя бы потому, что культура - это не когда вы прочли энное количество текстов и даже не когда вы запомнили что-то из того, что там происходило. Маникюрша не становится "культурной" от того, что она смутно запомнила что-то про парня по имени Гамлет с черепом в руках. По мне, так уж лучше маникюрша, которая вообще не слышала о Гамлете, чем маникюрша, которая по диагонали прочла перевод Пастернака и пристаёт ко всем с филологическими откровениями об авторстве Шекспира.
Именно поэтому я противница заучивания стихов наизусть. Потому что можно и попугая научить читать "Евгения Онегина", но овладеет ли попугай культурой?
Именно поэтому я противница всяческих кратких пересказов и комиксов "по мотивам". За что я схлопотала от уважаемого френда dmitri_lytov обвинение в религиозном фетишизме по отношению к классике. Да нет, это как раз многоуважаемые составители кратких пересказов и комиксов - религиозные фетишисты. Потому что искренне считают, будто главное - в любой форме впихнуть школьникам в головы набор сведений, составляющих принадлежность Культурного Человека. Что хоть из комиксов, но все должны знать, кто такая Анна Каренина. Толстой бы сплюнул. Как известно, в ответ на просьбе объяснить, о чём "Анна Каренина", он сказал, что может только ещё раз написать "Анну Каренину".
Такое отношение к культуре - самый настоящий фетишизм в исконном значении слова (в смысле дикарского верования, а не вида сексуальности). К литературным произведениям относятся как к побрякушкам, дающим статус шамана - нацепил на себя побольше и пошёл греметь, похваляясь наличием Знания. Неважно, что назначения этих побрякушек никто не понимает - они ж священные, вау!
Моя мысль была проста.
1) Культура начинается с овладения словом и развития вербального мышления.
2) Для этого можно и нужно использовать - В ТОМ ЧИСЛЕ - классику.
3) Надо не долбить по головам "а сейчас мы будем читать классику, потому что Белинский сто лет назад сказал, что это классика", а ПОКАЗЫВАТЬ, что делает классику классикой и чем она важна.
4) Обучение должно строиться в продуманной грамотной последовательности по возрастному соответствию. Не надо пугаться давать тексты в отрывках. И никаких имитаций вузовского литературоведения с хронологическим порядком и "измами"! По крайней мере, до 10 класса, когда некоторые задумаются о поступлении в гуманитарные вузы. Вот тогда и можно будет дать в сжатом виде теорию. И лучше как факультатив.
Ну и, конечно, писать побольше сочинений. Хоть о котиках, лишь бы тренироваться во владении письменной речью.

ЗЫ: для тех, кто у меня в ЖЖ в первый раз - я кандидат филологических наук, 9 лет преподавала историю литературы в вузе, сейчас занимаюсь репетиторством со школьниками по литературе и английскому. Это чтобы упредить "догадки" в адрес моей личности.
ЗЗЫ: позавчера с учеником читали "Жалобную книгу" Чехова, он хохотал. Но без меня он ни за что бы не догадался заглянуть в другие рассказы Чехова, кроме означенных в списке литературы "Хамелеона" и "Толстого и Тонкого".

образование, литература в школе

Previous post Next post
Up