3 Царств 22: власть и ее пророки

Dec 04, 2014 12:29

Парадокс власти: 400 пророков, и все никуда не годятся
Вот забавная сценка из 3 Царств 22. Цари идут сражаться и советуются, разумеется, с пророками. 400 придворных пророков сказали приятные вещи: патриотизм пройдет и день победы будет за нами. Это просто эхо того, чего хочет власть и что ей приятно услышать. Хотя почему-то цари сами немного сомневаются: не спросить ли еще кого?
И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое, - это Михей, сын Иемвлая.
Вечный парадокс: вокруг власти (разного типа, включая церковную и, наверное, корпорации) стоят свои кормящиеся от нее пророки (эксперты, советники, поставщики информации), но они ненадежны. А независимые - неприятны, и власть их все равно не слушает: кто говорит правду, становится врагом. Власть отрывается от жизни.
Посланный, который пошел позвать Михея, говорил ему: вот, речи пророков единогласно [предвещают] царю доброе; пусть бы и твое слово было согласно с словом каждого из них; изреки и ты доброе.
Это сильное давление, и даже независимый от кормушки Михей говорит сначала не то, что есть, а «доброе». (Хотя он как настоящий пророк принадлежит к иному «совету экспертов».) Так власть отрывается от реальности и гибнет (хотя ее агония - увы - иногда длится слишком долго, и власть становится наиболее кусачей; и саморазрушаясь, может затягивать в воронку невинных).
Актуально. И любопытно: лжепророки всегда за патриотизм и захват территории! А на самом деле все это ведет (как понимает читатель и как знал Михей, которого все равно не послушались) просто к смерти царя.
А Церковь, если она лишена независимого голоса, - как соль, утратившая силу: ей остается восхвалять Отечество, призывать к духовности и за правила дорожного движения и к созданию «достойных» условий жизни для князей церкви - чего никто всерьез воспринимать не станет.
Любопытно: что может нарушать механизм изоляции власти от реальности?

Невиим ришоним, политика и Тело

Previous post Next post
Up