Панорама восприятия

Jul 16, 2012 10:52


И немного по мотивам интервью Воедовского, акценты в котором здесь хорошо расставлены -  http://ibsorath.livejournal.com/231348.html

Проблема, которую Воедовский планирует решить описана в общем-то у Маклюэна практически исчерпывающе, хотя и и не поставлена именно как проблема. По нему - перспектива в самом широком смысле как неизбежное следствие определения конкретной "точки зрения", позиции, с которой человек оценивает и анализирует все окружающее, переводя его в визуальную форму -  изобретение недавнее и сугубо европейское, сделавшее возможным появление науки в современном смысле и всякое такое. Но любая перспектива так или иначе искажает картину, нечто подобно еще в середине 19 века Данилевский замечал в "России и Европе", когда говорил о своеобразии разных народов в походе к точным наукам.

Неевропейские цивилизации свободны от диктатуры глаза, это именно то их свойство, которое привлекает к себе поклонников Востока и создает ему ореол неземной мудрости. Широкоизвестно большое значение интонации в китайском языке, что вдобавок заставляет думать, что не с эпохой Возрождения эта грань между Европой и Востоком пролегла, а только с этого времени максимально проявилась. Азиат более непосредственно является частью окружающего мира и воспринимает его в бОльшей полноте чувств, откуда лейтмотив необходимости сохранения гармонии у китайских мыслителей.

Так, с одной стороны "западная наука" оказывается определенным образом "зашоренной" перед задачей максимально полного восприятия и осознания мира, а с другой "восточная медитация" неспособна вообще представить себе задачу отрефлексировать мир в целом, как объект познания, поскольку для этого надо уметь дистанцироваться, от него и подойти не терапевтически, но хирургически.

Вот это основная задача на сегодняшний момент.

маклюэн, рефлексии

Previous post Next post
Up