Некоторые моменты шаманских камланий в высшей степени не лишены кинеметографичности:
"Шаман собрал несколько крови и нарисовал ею на стволе сосны три бесформенных лица. Это было нечто вроде детских рисунков: продолговатый овал, пара кружочков вместо глаз, между ними продольная черточка вместо носа и поперечная вместо рта"
Иоганн-Георг Гмелин"скотину бьют в лесу, кожу с головой, рогами и копытами вешают на дереве, на котором устраивают вышеупомянутый "указатель дороги".
Вацлав Серошевский Вообще, формат этой хрестоматии этнографических текстов плох своим тематическим разделением, на первый взгляд кажется, что удобно читать по очереди о разных сторонах шаманской деятельности, но на самом деле при кажущейся однородности мировоззрений северных народов к середине-концу 19 века они стояли в ощутимо разнящихся положениях относительно своего общественного устройства, связано это в какой мере с российским влиянием, а в какой с самостоятельными процессами не так важно, но сваливая этнографические записи обо всех них в одну кучу дело можно скорее запутать, чем прояснить. В то время, когда чукчи еще стояли близко к натуральному магическому матриархату и известия о них не обходятся без описаний шаманов превращенного пола, восприятии способности камлать скорее бременем, чем благом, шаманы их совершенно не выделены в особую касту и в обычное время занимаются охотой равно со всем родом и т.д. у якутов нет и следа этого наивно-природного отношения - шаман уже давно профессия, часто наследственная, о нервных болезнях, как обязательном условии почти нет речи, камлание представляет собой срежиссированное шоу, как на аренах европейских цирков. Поэтому, может быть было бы правильнее по очереди всесторонне освещать каждую культуру в отдельности, подчеркивая какие-то ее возможные отличительные черты.
И на седьмой сотне страниц бесконечные описания в стиле "послали за шаманом-предложили водки-приехали лечить-напоили водкой-приготовили жертвы-выпили водки-ловили души-поймали и напоили водкой-отвели на небо-выпили водки-легли спать-на утро трапеза продолжилась без трансцендентного, но с водкой" начинают утомлять и я рассчитываю, что ближе к концу будет раздел с современными рефлексиями на тему и может какие-то общего характера выводы, которых я самостоятельно из текста не выделил.
Меня занимает вопрос в каком виде шаманство могло бы адекватно проявляться в наше время, насчет сегодняшних сибирских камов у меня большие сомнения в том, что они имеют к первобытной мистике отношение большее, чем питомцы Оле Нидала к спутникам Гаутамы, исторически неплохим примером адаптации камланий к изменившейся социальной обстановке, пожалуй, был Дельфийский Оракул, греческая религия вообще может быть хорошим подспорьем во вникании в тему.
UPD: (до кучи)
В нашей среде от традиций, конечно, кроме косплея мало что остается.
Те же шаманы на заре своего существования были душевно неравновесными личностями, ели мухоморы, курили багульник, впадали в путешествия по небесным родовым тропам - свой смысл для них в этом был, для нас бывший бы кристалльно чистым примером альтернативного опыт мировидения.
Позже, они пришли во взаимодействие с цивилизацией, открыли для себя какие-то материальные блага, усвоили новые формы общественных отношений, новые виды дурмана для путешествий - то было еще аутентично по духу и настрою, хотя и с каким-то влияниями чужими, но усваивавшимися на свой манер, характерно, что на этом этапе они сравниваю свои родноверческие мистерии с новообнаруженными не в пользу первых:
"...гиляки охотно и с полной верой лечатся у русских, но не потому, конечно, что верят в силу науки, а по совершенно своеобразным причинам. «Русский бог, - рассуждают они, - сильнее гиляцкого, значит, и русский шаман сильнее гиляцкого». А если вы спросите, почему русский бог сильнее гиляцкого, вы можете услышать такой ответ: «Смотри, гиляк столько веков живет здесь, а все тропинками ходит, а русский пришел, сейчас широкие дороги сделал, такие дороги, что гиляк никогда не видал». Любопытно, что ни пароходы, ни машины, ничто так не поражает гиляка и не убеждает его в превосходстве русского бога перед гиляцким, как именно эти дороги."
Л.Я. Штернберг, "Способы шаманского лечения"
Еще позже совершенно встроившись в российский быт, крестятся, верить во всё кроме самые распространенных суеверий перестают, водкой упиваются просто для дущи, а национальным колоритом зарабатывают на туристах и получают всякие преференции на правах малых народов, на что и живут. Конечно некоторые одухотворенные по заветам предкам, даже искренне может быть практикуют камлания и эгрегор родовой ищут, ну так и у нас газету объявлений открой - сколько старух заговорами-молитвами испуг выливают и порчу снимают.
Никакого отношения, это все не имеет к другому опыту мировоззрения, ради которого мы все по этой теме загоняемся, экзотична одна лишь только форма, Маклюэн в плане смены угла зрения дает в разы больше, чем все шаманы вместе взятые.