Так почему же Жора Крыжовников переснимал последнюю серию «Слова пацана» (СП)? Какое послание, какую весть он хотел нам отправить? Было ли это сделано под давлением или душа перфекциониста не выдержала несовершенств первых серий?
О «последней тайне» чуть позже, а пока - о первой. СП впервые в массовом искусстве объяснило, почему Россия стала такой, какой она стала в последние 10-15 лет. Как могло случиться, что страна Пушкина превратилась в страну Пупкина? Где, когда и в связи с чем хромосома «ш» заменилась на «п»?
В ответ на мою реплику - «Там [в СП] показана их [пацанов] сила и власть, и невозможность выжить в этом мире без того, чтобы не влиться в их компанию… Только с ними ты сможешь выжить, ну, или погибнуть», мне написали: «На этой улице живёт тысяча парней-школьников, в группировке из них сто человек - остальные не выжили, что ли?.. Кстати, не выжили-то как раз эти "пацаны", в сериале не зря же есть титры, что большинство из них перестреляли потом. Так что странно звучат слова, что это способ выжить» (Леша Родионов). Конечно, Лёша, выжили! Они-то и составили то многомиллионное молчащее и послушное большинство, которое спокойно пережило потерю всех демократических завоеваний конца 80-х - начала 90-х. А три банды - «пацанов», «силовиков» и «комсомольцев» - повоевав и перестреляв многих, постепенно объединились и получили всю полноту власти. Лёша, ну эта страна такая: кто не бандит, тот не пьет шампанское).
А теперь просто прочтите две непридуманные сценаристом СП истории. Могло ли из такой страны, на таком фундаменте (тысячи посмотревших и тысячи не желающих смотреть вспомнили - или не захотели вспоминать - свои подростковые травмы, пережитые унижения и травлю) получиться что-нибудь не такое ужасное и позорное как сейчас. Одна обычная история из комментов на моей странице (не про Казань), одна - из Маши Слоним (про Казань).
Elena Jakobsson (21.12.2023): «Могла смотреть по 10 минут, потом надо было постоять на балконе или выпить кофе, чтобы продолжить. Ситуация начала 90-х прям за горло берет. Надо же, я жила в другом городе, вела совсем другую жизнь, а этих - узнаю. Например, я знала Шику - это как бы Кащея, только круче. Случайно узнала, не понимая, кто это, и случайно угостила чаем, но мне передали, что его покровительство на меня теперь распространяется. После этого видела, как люди вставали только при его приближении - директора и начальники. Вот в точности так себя вел как Кощей, только в фильме красавец, а в жизни - пи*деныш, но как его боялись! И вот молодые, беспредельщики - ну прям как адидасы - не боялись ничего и плевали на воровские законы, Шику поймали, привязали на веревку и бросили с моста. Тело Шики летело в одну сторону, а голова - в другую. Долго её искали для похорон, а на похороны движение на проспекте останавливали - столько бандитов приехало. Заводы нашего района давали траурный гудок, такая у них сцепка была. Знавала и наперсточников - работали рядом с домом, всех - кто играл, кто на шухере стоял, кто людей заводил, естественно. Просто в лицо их знала, я внимательная, наблюдала часами. Хотела статью написать, да кто-то умный отсоветовал. Балкон мне, правда, все равно выжгли. Знавала и ментов, и как Ильдар Юсупович - лучшего из них отравили уже в 2003, а выдали за инфаркт. И тех, кто наперсточников прикрывал. Я вообще много тогда работала с ментами, в 90-х, чуть позже, правда, во второй половине, рубрику в местных медиа вела. «Скорлупа» эта к тому моменту перетряслась, кто сел, кто сдох, кто поднялся и кормил ментов и местных "политиков". И комсомольцев, закрутивших кто варку джинсов, кто стройки кооперативов - знавала! - один такой .удак у меня свой дома был. Короче, страшное кино, но правдивое. Я думаю, потому и порывались запретить, что кой-кто себя узнал. Особенно понравились актеры, играющие так достоверно, что чуть кондрашка не хватила. А из них - особенно - внук Янковского, пусть дед спокойно спит, отличный у него внучок. Я официальную концовку не смотрела еще, а слитая мне понравилась - шукшинская, калинокрасная концовка, справедливая и пронзительная. Так и моего одноклассника пришили где-то в поезде, правда не на станции, а на ходу - так удобнее - выбросили из вагона и ищи-свищи».
Elena Sarazin-Ivanova (25.12.2023): «Я в этом жила... детство и юность прошли в Казани... нас в классе выпускном было человек 38 примерно.
Девчонки вроде живы все, не считая той, которую из окна выкинули, она парализована уже много лет. Пацанов было 18 штук. В живых осталось шестеро. Кого-то убили, кто-то сгинул без вести, кто-то вышел в паханы, но возомнил себя королём - тоже не сошлось, не выжил, кто-то сел на наркотики и погиб от передоза, кто-то стал их дилером, но однажды попался на крупной партии. Красивый был парень очень, танцор прекрасный, выступал на соревнованиях, но ушел в дилерство. Спустя три месяца в тюрьме повесился.
Ещё одного убили на улице в присутствии его младшей сестры.
Сашок... уехал на золотые прииски в Сибирь. Крепкий был, невысокий, но такой... регбист внешне. С тех пор ни родители, ни одноклассники его больше не видели. Спустя 10 лет после окончания школы пришло от него прощальное письмо с опозданием на все эти 10 лет. Разрешили пару строк черкнуть родителям перед тем, как его убили.
Девчонкам повезло больше. Пацаны из класса нам давали пароли на всякий пожарный... да и вообще вечером мы особо на улицу не стремились... было опасно...
Но не страшно. Тогда. Юность не признаёт и не понимает ни опасности в полной мере, ни страха...»
Каковы же главные «поправки», отличающие официальную серию от слитой. Милиция как представитель всех силовых органов, включая и тех, кто у нее за спиной, делается всё белей и пушистей. Именно майор милиции метким ворошиловским выстрелом (а не бандит заточкой) уложит Адидаса-старшего, лейтенант Ирина начнет усыновлять всех подряд уже «Под музыку Вивальди», а не под какой-нибудь блатной шансон, а на вокзале появится милиционер, влюбившийся с первого взгляда в девушку Адидаса-старшего. Короче говоря, плотное кольцо полицейского внимания, опеки и любви вокруг «пацанов» становится всё плотнее. Исчезнет сцена в бане с сильнейшей концовкой - обычный комсомольский разврат заканчивался пьяным пением «Интернационала», а это как-никак гимн СССР (до 1944 года). Такого глумления над святынями, конечно, допустить было нельзя. Сцена юбилея отца Адидасов перевернута на 180 градусов. После его обыска прямо на работе сослуживцы на праздник не приходят - теперь юбиляр сидит один за тремя гигантскими столами в форме буквы «П» и отрекается от сына (раньше слушал его тост, песню под гитару и давал ему деньги на побег). Так сказать, «облико морале» поправлено в стиле передовиц газеты «Правда». А за плохое воспитание сына он еще и наказан инфарктом. Появляется сцена расправы над бандитом, изнасиловавшим девушку Адидаса-младшего. Возмездие происходит не абы где, а в сортире (привет с кисточкой автору мема «мочить в сортире»). И, наконец, очень важная черточка - добавлена реплика от «народа» - путевого обходчика: «Вот Андропов настоящий мужик был. Не то что «меченый» [Горбачев]».
Подведем некоторые итоги.
Все, наверное, заметили, как теперь обязан (вынужден) реагировать на критику человек, который совершил (или не совершал) что-то, что объявлено нарушением или оскорблением норм и порядков круга тех, кто присвоил себе право устанавливать (диктовать) эти морально-этические постулаты да и уголовные законы.
Он должен извиниться. Желательно на камеру. Когда-то меня потрясло, как буквально через сутки после задержания, снятый с самолета крутой белорусский оппозиционер, несгибаемый борец с «кровавым режимом» Протасевич не только стал извиняться и просить прощения, но и сдал свою любимую девушку. Сколько потом мы видели этих извинений - не счесть! Вот и последние - после «голой вечеринки».
Поэтому - для меня - новый вариант 8-й серии - это тоже публичное извинение режиссера. Перед кем? Решайте сами. Да хоть бы перед самим собой за излишнюю смелость, наглость и переход некоторых двойных сплошных. Извинение на камеру. Точнее, извинение через камеру. Это особенно горько («Горько») с учетом официального слогана фильма: «Пацаны не извиняются».
Фильм, на мой взгляд, создавался, чтобы зафиксировать начало нового порядка вещей: всепобеждающего культа и учения пацанов. Теперь пацаны будут править миром. И здесь, и повсюду. Или ты пацан - или вечный бесправный чушпан. Те же, кто осмелится им перечить или сопротивляться, будут уничтожены.
Пацанский культ, pasan world вызревал давно. И вот его время пришло. «Это им [пацанам] посвящаются отечественные блокбастеры, они регулярно фигурируют в СМИ, они присягают Родине, на их крепких плечах держится наша культура и наше будущее. Так принято считать. Потому что «пацаны» или «гопники» или «дворовая субкультура жилмассивов» - и есть те самые дети пролетарской России, которым «везде у нас дорога» и почет. Пацаны - патриоты России. Они слушают нашу музыку, болеют за наш футбол, покупают наше пиво, курят наши сигареты, нюхают наш клей. У пацанов есть свой язык, своя риторика, свои законы, своя жестикуляция» (Алексей Плуцер-Сарно).
Не устану повторять: сериал талантливый, это явление не только искусства, но и общественной жизни. А прекрасному режиссеру Жоре Крыжовникову (Андрею Першину) успешной работы над вторым сезоном.
"Феномен казанский, феномен казанский, восьмидесятые года.
Пацаны делили, что не знали сами,
Так Казань узнала вся страна, так Казань узнала вся страна.
Шапочки да ватнички зимой, шарф мохер монтажка за спиной,
Летом пацановский «адидас», за него любая баба даст.
Бицепсы качала гопота, наркоманов не было тогда,
Это плюс, что был тогда закон, научил порядку многих он.
Помнит город как в тени дворов собирались толпы пацанов,
Ты на сборах, значит наш братан, а коли нет, по жизни ты «чушпан».
Если не такой, то докажи, в первых же рядах с толпой пройди
И обратно быстро не ломись, а коль попал в ментовку не колись.
Кто на зоне по статье подсев, тем контора собирала грев.
С малолеток по рублю трясли, улицы кассиры - «старики».
Это кто армейский снял погон, их слова для молодых закон.
Не дай Бог ты будешь под бухлом, будут рёбра все болеть потом".
(Денис Казанский. Казанский феномен)