(no subject)

Jan 24, 2017 00:46

В последние месяцы я отследила одну довольно странную закономерность. Если мне что-то понравилось (фильм, спектакль, концерт), то большая часть отзывов на это мероприятие будут сугубо отрицательными. Если же я от чего-то плююсь вплоть до ухода с антракта - электорат, как выясняется, именно от этого бьется в экстазе.
На днях меня занесло на супервостребованный спектакль "Театра дождей", "Странная миссис Сэвидж" называется. Я купила последний билет! Прям совсем последний, один-единственный на весь зал!
К концу длинного первого акта я натурально заснула. Уронив голову на грудь. Полное отсутствие режиссуры, скучнейшая сценография (нет, ее вообще там не было), откровенно плохая актерская игра с ужимками и переигрыванием, нету звука, света... прошлый век совсем. Не нашла в себе сил досидеть до конца, хотя пьесы не знала и, в общем, интересно было, чем закончится.
По дороге домой стала искать отзывы, а там...: "Спасибо за потрясающую игру и режиссуру!", "Мне всегда так уютно в вашем театре, я пересмотрела все постановки", "Это было полное погружение в мир драматурга, я сидела, затаив дыхание, от первой до последней минуты, спасибо!"
Полное погружение в здоровый сон, вот что это было.

А сегодня я пошла на выставку Айвазовского в корпус Бенуа. С детства приятно было видеть его картиры среди прочей классики из учебника по литературе, которая экспонируется в Русском музее. Выставка-таки пользуется немалым спросом - пришлось полчаса постоять в очереди на улице, чтобы войти, а ведь сегодня понедельник. Студенты, пожилые люди, парочки, туристы со всей страны - народ в очереди самый разношерстный.
Выставка большая, занимает весь первый этаж. Как это принято сейчас, выставлены не только картины, но и личные вещи художника, какие-то рынды, бортовые огни и прочие артефакты с кораблей позапрошлого века; чайные сервизы со "Штандарта", наброски, жанровые картинки маленькие. Айвазовский был фантастически плодовит и умер восьмидесяти трех лет, работая до последнего дня. Он был художником широко признанным и даже, так сказать, номенклатурным - официальный живописец Главного Морского штаба, член всех мыслимых российских и международных академий, обладатель многих орденов и пожалованного за заслуги потомственного дворянства. При его жизни состоялось около сотни выставок. То есть был увенчан, реализован, карьерно счастлив.

Но знаете что. Возможно, дело в непривычной схеме расположения картин (не в хронологическом порядке, а вразнобой без какой-то ощутимой логики), но ей-богу - его прогресс за более чем шестьдесят лет за мольбертом я бы описала как сугубо технический. Как и что он писал в тридцатых годах - простым взглядом не отличить от написанного им же на закате жизни. Те же темы, то же любование деталями, та же упрощенная композиция, романтизм на грани с сентиментальностью, те же розовые рассветно-закатные отсветы на всем и те же прозрачные волны (правда, как колорист он, конечно, гениален! Можно было не писать ничего, кроме волн, он на них вплыл в мировую историю художественной культуры и останется там навсегда.) Нет ощущения, что все эти годы он как-то развивался, о чем-то думал, переосмысливал, чему-то учился. Ощущение внутреннего духовного движения, которое почти всегда можно поймать на больших выставках одного художника - его там нет. Нет "было-стало", есть просто один большой и, если честно, одноообразный Айвазовский - такое маринистское наше все.
Это одно впечатление. Второе странное. "Девятый вал" производит впечатление, диаметрально противоположное детскому. Мне маленькой казалось, что вот щас тут все умрут, это последний вдох этих людей, их сейчас затопит, и конец. Сейчас же ясно вижу - это совершенно светлая картина про надежду, про последнее испытание, что все тяжелое уже пройдено, что вот сейчас девятый вал пройдет - он последний - а за ним все, буря стихает уже. Там очень много легкости, света прямо какого-то божественного. Хотя думаю, что это лично моя интерпретация из моего текущего состояния, там каждый может свое увидеть. Тут интересно было бы обсудить, для кого как "Девятый вал" смотрится.
Ну и третье впечатление, увы, уже традиционное для последних лет. Чтобы пробиться к шедевру, надо что? правильно, подождать, пока все стоящие рядом закончат делать качественные селфи на его фоне. Или пока всех жен мужья сфотографируют во всех позах. Ну и пока все остальные, кто считает, что селфи это некошерно, снимут "Девятый вал" на свои телефоны. Чтобы потом на всех имхонетах оставлять возмущенные отзывы, что, мол, основной минус выставки - официальный запрет на фотографирование. Действительно, ведь репродукцию известной картины найти так трудно! Целых два раза кликнуть мышкой и два слова в поисковике набрать. То ли дело свои личные снимки с телефона - это ведь гарантия качества и аутентичности.
Смотрите все, я там был!

театр

Previous post Next post
Up