Начинается кардинальное реформирование Российской Академии наук
Пришла пора говорить правду открыто и нелицеприятно. Сегодня чиновники, воспитанные за последние два десятилетия в несметном количестве, празднуют победу. Им удалось, наконец-то, одержать ее над последним островком интеллекта и разума в России - над Академией наук. Мы погружаемся в средневековье, и чиновничья инквизиция, бездарная, но жестокая, действует все нахальнее и безнравственней.
В глубокой тайне готовился удар по нашей Академии. В недрах министерств и ведомств готовилась так называемая «реформа науки». Главное условие этой работы: сделать так, чтобы ученые ни о чем не догадывались, и не успели ничего предпринять, чтобы не допустить ее. И чиновникам это удалось! На заседании правительства было принято решение об их судьбе, и об этом они узнали из передач по телевидению и сообщений информационных агентств. Неужели главными врагами России отныне следует считать именно научную общественность, потому что с ней нет надобности считаться, а удары следует наносить неожиданно и неотвратимо?
Решается судьба трех Академий - РАН, медицинской и сельскохозяйственной, принимается решение об их объединении, но с самими учеными даже не посоветовались, а президентов решили на заседание не приглашать, мол, и без их мнения обойдемся…
Кстати, а знают ли нынешние члены правительства, почему в нашей стране были созданы именно эти академии, чем руководствовались их предшественники, когда принимали решение об их создании!? Убежден, что даже нынешний министр Ливанов, лихо рассуждающий о судьбе выдающихся людей в стране (я имею в виду членов РАН) и оценивающий их вклад в науку, не имеет представления об этом. Человек, которого никогда не избрали бы членом Академии за скромные научные достижения за посту ректора одного из сотен вузов, позволяет себе оценивать труд тысяч людей, создающих славу Отчизны нашей.
О «реформе науки» говорить нечего. Ее попросту нет. Происходит отторжение от Академии науки ее собственности, материальных и денежных ресурсов, которые передаются в некое Агентство при правительстве. И именно оно будет теперь определять, каким направлениям науки следует отдавать предпочтение и какие следует развивать.
Эксперименты под названием «Нанотехнологии» и «Сколково» ярко показывают, насколько опасно для науки, когда за дело берутся чиновники.
Идеи тут же превращаются в денежные потоки, текущие в их карманы, а также на оплату мифических услуг жуликов, которые наводнили страну вплоть до Госдумы (примеры хорошо известны).
Вообще-то, о реформах следует поговорить особо и пора, наконец-то, некоторым из них дать точную оценку.
Взяли чиновники (те самые, что реформируют науку) за школьное и высшее образование. Новшества там привели к тому, что мы имеем малограмотное поколение… Дипломы с высшим образованием продаются на станциях метро, и они нередко соответствуют тем, которые получают в многочисленных вузах... Не потому-то теперь в моде два «высших» образования?!
«Реформа на селе» привела к тому, что, оказывается, теперь приходится завозить продовольствия больше, чем раньше, и теперь уже пора говорить о безопасности страны…
«Реформа лесного хозяйства» приводит к катастрофическому состоянию главного богатства России, тут не только процветает фантастическое браконьерство, но и свирепствуют пожары, нашествия вредителей, с которыми борьба не ведется.
«Реформа в армии», как известно, привела к тому, что ее организаторам приходится сидеть и писать стихи под домашним арестом…
«Реформа в медицине» - это нынешние эпидемии менингита и гибель детей…
Может, пора остановиться с «реформами», посмотреть, что мы уже понаделали и определить, кто достоин их проводить?
Как известно, мировой кризис особым образом сказался в России: у нас резко увеличилось число долларовых миллиардеров и миллионеров. Попытка реформировать науку в России так, как предлагает правительство, безусловно, резко увеличит их количество.
Владимир Губарев - писатель, научный обозреватель
Специально для
Столетия