Есть у меня во втором классе проблемный мальчик. В принципе, в каждом классе есть проблемные дети. Но этот уже второй раз переходит все пределы. Что его отличает от просто гиперактивных детей - полное отсутствие как внешних рамок, так и внутренних пределов.
Во-первых, полный ингор хода урока. Что хочу, то и делаю. Даю команду строиться в шеренгу - сначала пошел, потом растолкал соседей (один упал), ушел, сел на лавочку. Потом ушел в уголок с инвентарем, потом с мячем поиграл в другом углу, столкнул девочек со стопки гимнастических ковриков, вернулся на лавочку. Мы в это время тренировались выполнять перестроения из одной шеренги.
На замечания - полный игнор, продолжает делать свое. Из всех моих попыток заинтересовать и наладить общение - был один светлый момент, когда проходили челночный бег, и он был лучшим. С тех пор в начале каждого урока канючит устроить опять соревнования (я в целом не против, но против класс - ибо победы возбуждают этого мальчика еще больше, и класс в этом не заинтересован).
И вот перестраиваемся, и тут позади меня (где лавочки у стены) скулит девочка (было несколько без формы). Оглядываюсь - она отступает в угол, он со злостью наступает, замахиваясь ногой, пытаясь ударить, она увертывается. Хватаю его за плечо: "Прекрати!", удерживаю на месте - а он с исступленным лицом, будучи в моих руках, таки ударяет девочку ногой, по боку попал. Не шуточно, а со злостью и с видимым вложением силы. Это неожиданно было, дети в шоке, я тоже - я не могу ничего с ним сделать, вот просто ничего. Говорить с ним словами - бесполезно, я же не первый урок с ним мучаюсь.
Беру его за руку и хочу вывести из спортзала, к завучу (кстати, оставлять класс без учителя я тоже не имею права, и вот что мне делать - еще полурока пытаться удержать вырывающегося второклассника? связать? добыть наручники и приковывать его на уроках к батарее?)
Так вот беру за руку - он падает, визжит, истерит, цепляется за что может. Пытаюсь поднять - провисает, падает на пол. Вытаскиваю в коридор - у него полный разнос, слезы, сопли - боится, хотя только-что был каким героем.
Кабинет завуча был закрыт, мальчика забрала психологиня.
Я вернулась в зал, усадила детей, проговорила с ними, что нельзя позволять себя терроризировать, нельзя смиряться и допускать такое положение дел. Дети взахлеб, наперебой рассказывают, что их родители и в первом, и во втором классе ходили разбираться с его родителями, и все безрезультатно.
После урока поговорила с классоводом - она пожимает устало и безразлично плечами, на мальчика управы нет. Родители его говорят - а вот у нас старший сын студент уже, тоже все жаловались, а теперь он перерос и все нормально.
Пошла к завучу. Говорю - я категорически отказываюсь допускать этого ученика на свои уроки. Я не могу обеспечить безопасность других учеников - уже не говорю, чтобы хоть как-то урок провести.
Она мне:
* мы не имеем оснований отказать этому ребенку в образовательных услугах
* у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, мы обязаны таких детей тоже обучать и интегрировать в общество
*мы обязаны найти к нему индивидуальный подход
*походите на уроки других, более опытных физруков, посмотрите, наберитесь опыта - из-за отсутствия опыта много ошибок наделать можно
*ну поговорите с его родителями, мы со своей стороны тоже поговорим.
И вот что выхоит: в специализированную, престижную школу, где дети отбираются по тестированию с большим конкурсом, где большинство учеников - очень любленные, влелеянные в современных стандартах гуманности дети современных, осознанных родителей, много талантливых и одаренных - попадает вот такой ребенок, и вот я наблюдаю, как на втором году "социализации" в его обществе 35 одноклассников живут со знанием, что их могут ударить (ногой или предметом), пырнуть ручкой, толкнуть, порвать тетрадь, швырнуть вещи - и это окажется безнаказанным, и будет происходить снова и снова. Они поняли о жизни, что они не защищены от такого.
Я понимаю, что ребенку нужна помощь, и это действительно должна быть индивидуальная работа специалистов.
Я не понимаю, за что должны страдать остальные дети. Я не понимаю, почему у меня нет никаких механизмов для обеспечения выполнения своей работы, кроме обтекаемого, эфемерного, конкретно не формулируемого "индивидуального подхода". Я увидела этот подход у класовода - это игнор и попустительство, на настойчивые жалобы она выдает стандартное "ай-яй-яй" и тема закрыта. Увидела индивидуальный подход психолога - мальчика забрали в кабинет, поговорили, успокоили, мальчик сидит в классе и нагло мне улыбается, когда я привела класс после урока. Все, тема закрыта, а одноклассники остаются один на один с выходками этого ученика.
Планирую встетиться с его родителями, и обсудить проблему с родительским комитетом этого класса.