Откуда пошла латвийская литература

Feb 03, 2020 22:52


Успех эпоса «Калевипоэг»,( о котором говорилось здесь ) , привел к стремлению соседнего с эстонцами народа создать свое эпическое произведение. После пятнадцатилетней работы поэт, видный член движения «Молодые латыши» Андрей Пумпурс в 1888 году опубликовал эпос «Лачплесис», считающийся сегодня латвийским национальным. Текст произведения составлен на основе латышским мифов и сказаний, а также, и прежде всего, «Хроники Генриха Ливонского».



Андрей Пумпурс

Андрей Пумпурс (1841-1902) был одним из трех детей из прихода, выбранных лютеранским священником для учебы в немецкой церковной школе. После трех лет учебы, из-за бедности семьи, не смог продолжить образование.  Работал плотником и, вместе с отцом, перебивался случайными заработками.



После недолгого пребывания в Риге, в 1876 году он уехал в Москву, где был представлен славянофилу Ивану Аксакову и редактору Михаилу Каткову. Пумпурс стал третьим латышом, добровольно вызвавшимся помогать сербам и их русским союзникам в войне против турок. Пребывание в Сербии сильно повлияло на его и без того пламенный национализм.

Военная карьера привела Пумпурса в Севастополь. Там он получил офицерское звание. В 1882 году вернулся в Лифляндскую губернию. Участвовал в секретных собраниях движения "Народная Воля". С 1895 года он работал квартирмейстером, много путешествовал в целях снабжения русской армии. Умер от ревматизма после поездки в Китай.

***

Поэма рассказывает о жизни легендарного Лачплесиса, который избран богами, чтобы стать героем своего народа. Его имя буквально означает "разрывающий медведей". В молодости, он убивает медведя, спасая Лиелварде, в доме которого жил как приемный сын, разрывая его челюсти голыми руками.

В замке владыки Айзкрауклиса он следит за деятельностью прекрасной Спидалы - ведьмы, вступившей в сговор с Дьяволом, и «святого человека» Кангарса, на самом деле является предателя, которые замышляют вместе с крестоносцами заменить старых латышских богов христианством.

Спидала пытается утопить Лачплесиса, бросив его в водоворот Даугавы. Но он спасен богине Стабурадзе, которая забрала его в свой подводный хрустальный замок.Там Лачплесис встречает и влюбляется в Деву Лаймдоту.

Кангарс провоцирует войну с эстонцами. Лачплесис отправляется сражаться с богатырем  Калапуизисом ( по-эстонски Калевипоэг, вероятно, героем эстонского героического эпоса). Он побеждает великана. Они заключают мир и решают объединить свои силы для борьбы с общим врагом - немецкими миссионерами, возглавляемыми священником Дитрихом.

Лаймдота и Кокнесис похищены и заключены в тюрьму в Германии . Спидала убеждает Лачплесиса, что Лаймдота и Кокнесис - любовники. Лачплесис возвращается в дом Лиелварде, а затем отплывает в Германию. Его корабль теряется в Северном море  и его приветствует дочь северного ветра.



Лачплесис образца 1930 года, обложка журнала "Атпута"

Тем временем Дитрих и Ливонский принц Каупо Турайдский встречаются с Папой Римским, чтобы спланировать христианизацию Латвии. Лачплесис начинает свое опасное путешествие домой из Северного моря. Он на заколдованном острове  сражается с чудовищами с тремя, шестью и девятью головами. Наконец, на острове он встречает Спидалу и освобождает ее от договора с дьяволом. Лачплесис воссоединяется с Лаймдотой и Кокнесисом, которые бежали из Германии. Кокнесис признается любви к Спидале, и четверо друзей возвращаются в Латвию.

Двойная свадьба празднуется во время Джани (праздник середины лета). Вскоре герои отправляются воевать с немецкими крестоносцами. После нескольких сражений немцы отброшены назад. Их предводитель - епископ Альберт, привел подкрепление из Германии, в том числе Черного Рыцаря.

По просьбе Дитриха Кангарс узнает тайну силы Лачплесиса и предательски открывает ее немцам. Оказывается, мать Лачплесиса была медведицей, и его сверхчеловеческая сила заключена в медвежьих ушах. Немецкие рыцари приходят к Лиелварде, предлагая заключить мир. Лачплесис организует товарищеский турнир, во время которого его подстрекают к сражению с Черным Рыцарем. Рыцарь отсекает Лачплесису уши. Лачплесис, еще не совсем лишившийся силы, взрывается гневом и поднимает рыцаря, чтобы бросить его в реку со скалы. Оба воина падают в Даугаву и исчезают в воде. В тот же момент заканчивается жизнь Лаймдоты.

***

Хотя отчетной датой рождения латвийской литературы считается 1856 год, когда Юрис Алунанс издал богатые неологизмами стихи на латышском языке, латвийская литература началась именно с «Лачплесиса». Сюжет был многократно повторен в литературе и театре, поскольку латвийский фольклор беден эпическими элементами.

Вообще латышский письменный язык был создан благодаря усилиям немецких пасторов из протестантской Ливонии. Со времен средневековья до начала 20 века доминирующим языком в образовании, науке и, вплоть до 1860-ых годов, политике и  управлении был немецкий.

Первая книга на латышском языке - перевод католического катехизиса голландско-немецкого иезуита Петра Канисиуса , издана в 1585 году не в Латвии , а в католическом Вильнюсе. Через год в Кенигсберге появился первый евангельский катехизис (Малый катехизис Мартина Лютера) на латышском языке.Он был переведен Иоганном Ривиусом.

Первая латышская грамматика, составленная Георгом Манцелиусом и Иоганном Георгом Рехехузеном, была напечатана в Риге в 1644 году. Улучшенная грамматика Готарда Фридриха Стендера появился в Брауншвейге в 1761 г. Стендер также публиковал переводы из немецкой художественной литературы на латышский язык, пытаясь заменить вредные с точки зрения просвещения народные сказки.

С 1918 года латышский язык начал приобретать современную форму как многофункциональный язык с установленной стилевой системой и отработанной терминологией. Орфография также была реформирована из ориентированной на немецкое правописание в фонетически и этимологически подходящую версию.

Previous post Next post
Up