Фридрих Крейцвальд - автор героического эпоса «Калевипоэг» , считающегося сейчас эстонским национальным. Главный герой сказания, Калевипоэг (сын Калева) отправляется в Финляндию на поиски своей похищенной матери. Во время своего путешествия он хочет купить у кузнеца меч. В возникшем споре убивает старшего сына кузнеца. Кузнец накладывает на меч проклятие и бросает его в реку.
Иллюстративная акварель эстонского художника Александра Промета
По возвращении в Эстонию Калевипоэг становится королем, победив своих братьев в соревновании по метанию камней. Он строит города, крепости и возделывает землю. Затем Калевипоэг отправляется на край света, чтобы расширить свои познания. Побеждает Сатану в испытании силы и спасает трех дев из ада.
Вспыхивает война, разрушение приходит в Эстонию, и верные товарищи Калевипоэга погибают. Он передает власть своему брату Олеву и подавленный уходит в лес. При переходе реки меч, проклятый кузнецом, отрезает богатырю ноги. Герой умирает и отправляется на небеса. Таара (верховный бог эстонской мифологии) посоветовавшись с другими богами, оживляет Калевипоэга, сажает его безногое тело на белого коня и отправляет его вниз к воротам ада, где приказывает ему ударить кулаком по скале, тем самым поймав его в ловушку. Так Калевипоэг остается охранять врата ада.
***
Идея о создания эпоса впервые появилась после публикации Калевалы в Финляндии в 1835 году. Такую мысль озвучил Ученому эстонскому обществу, основанному при Дерптском университете немецкий эстофил Георг Шульц-Бертрам. Один из основателей ученого общества , врач Фридрих Роберт Фехманн, в 1839 году создал первый проект эпоса.
После смерти Фехманна в 1850 году, работу над эпосом продолжил его друг Фридрих Крейцвальд. Вместо первоначальных планов изложения сказания в прозе на немецком языке, Крейцвальд выбрал стихотворную форму. Опереться при этом он мог лишь на нескольско народных песен. Большую часть эпоса Крейцвальд сочинил сам на основе народных сказок. Многие персонажи также придуманы Крейцвальдом, чтобы придать произведению повествовательную структуру.
***
Фридрих Рейнхольд Крейцвальд родился в семье эстонских крепостных крестьян в 1803 году. В 1815 году в Эстляндской губернии отменили крепостное право и завели школы для детей крестьян. На местном эстонском диалекте его имя звучало как Видри Райн Ристиметс. В школе Раквере фамилию дословно (крест-лес) перевели на немецкий и записали Крейцвальд.
Позже продолжил учиться в Ревеле, сдал экзамены на звание учителя и там же работал в начальной школе. Позднее давал уроки детям в Санкт-Петербурге. Там он присоединился к кругу эстонских студентов, возглавляемых Фридрихом Робертом Фаэлем, посвятившим себя «возрождению эстонского языка и культуры».
Фридрих Рейнгольд Крейцвальд
С 1826 году изучал медицину в Дерптском университете. С 1833 по 1877 год Крейцвальд был городским врачом в Выру в Юго-Восточной Эстонии. Лечил в основном бедных людей. Несмотря на географическую отдаленность от центров эстонского культурного движения в Тарту и Таллинне, поддерживал связь со своими соратниками через интенсивную переписку.
В 1838 году возникает Ученое эстонское общество, почетным членом которого Крейцвальд избран в 1849 году. Как писатель, ориентировался, главным образом, на немецкие образцы. Также занимался переводами с немецкого, в очень свободных адаптациях, на эстонский язык.
***
Эпос состоит из 20 песен и примерно 19 тысяч стихов. Из них лишь восьмую часть считают подлинно народными. Остальное их имитация.
Первый вариант «Калевипоэг» (1853 года) не позволила напечатать цензура . Вторая, тщательно переработанная, версия была издана в качестве академического издания Ученым эстонским обществом в 1857-1861 годах. Данное издание включало в себя параллельный перевод на немецкий язык . В 1862 году вышел третий, несколько сокращенный вариант. Это - книга для широкой публики.
«Калевипоэг» имел большое значение для становления собственной культурной самобытности и развития национального сознания в Эстонии. Также произведение создало единый литературный эстонский язык.