Дело о коррупции заместителя Председателя Президиума Верховного Совета СССР Ядгар Насриддиновой

Mar 19, 2022 22:31

Ядгар Насриддинова, Председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР в 1970-1974 гг, при Брежневе и в период горбачёвской перестройки обвинялась во взяточничестве по «хлопковому делу». Анатолий Черняев, бывший при Брежневе был членом Центральной ревизионной комиссии КПСС, в своём дневнике в 1982 г. писал, что Насриддинова набрала взяток на 23 миллиона рублей. При этом в 1990-м году дело против неё было прекращено за отсутствием состава преступления. Здесь мы собрали материалы из советской прессы про Насриддинову.



Для начала краткая биографическая справка:

Ядгар Садыковна Насриддинова (26 декабря 1920 года, Коканд, Ферганская область, Узбекская ССР - 7 апреля 2006 года, Москва, Россия) - советский партийный и государственный деятель.
Родилась в семье грузчика. Рано потеряв отца, воспитывалась в приёмных семьях, с 1931 года - в детском доме. Училась в ремесленном училище, на рабфаке Ташкентского института железнодорожного транспорта. Окончила Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта (1941 г.).

С 1942 делает партийную карьеру, начав с должности секретаря ЦК ЛКСМ Узбекистана по школам. С февраля 1955 года по март 1959 года - заместитель Председателя Совета Министров Узбекской ССР, С марта 1959 года по сентябрь 1970 года - Председатель Президиума Верховного Совета Узбекской ССР (сменила на этом посту Ш. Р. Рашидова). Одновременно с октября 1959 года по июль 1970 года - заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР. С 14 июля 1970 года по 16 июня 1974 года - Председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР. В 1974-1979 годах - заместитель Министра промышленности строительных материалов СССР, председатель комитета по делам стран Азии и Африки. С 1979 года - персональный пенсионер союзного значения. При Брежневе и в период «перестройки» обвинялась во взяточничестве по «хлопковому делу».

27 марта 1982 года Анатолий Черняев, который при Брежневе был членом Центральной ревизионной комиссии КПСС и кандидатом в члены ЦК КПСС, в своих дневниках сделал вот такую вот запись: (тут он Насриддинову ошибочно пишет через е - Насреддинова):

А как боремся вообще: вчера мне рассказали про Насреддинову, которая была председателем Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Известно, что несколько лет назад ее сняли, потому что на делах по амнистии она набрала взяток на 23 миллиона рублей. Ей дали строгий выговор в КПК, однако сделали зам. министра строительных материалов. А когда пришло время на пенсию - ее направили председателем Комитета солидарности с Вьетнамом. «Местные» товарищи сопротивлялись, но получили звонок сначала от Петровичева, а потом и от самого Капитонова. Пенсию ей положили 300 рублей, плюс зарплата в Комитете - 270 рублей. Когда наша референт, перезваниваясь, спросила вежливо: как поживаете? Ответ был: «Да что вы, я процветаю!» Вернула она из 23 миллионов только 3... Причем, в дальнейшем выяснилось, что вокруг действовала целая мафия: смертные приговоры преднамеренно выносились в делах, которые совсем необязательно требовали высшей меры, - чтоб легко было их отменить с помощью Насреддиновой.

Владимир Калиниченко, бывший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР, 7 ноября 2004 г. в интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону рассказывал про Насриддинову (тут при расшифровке интервью её фамилию неправильно записали как Насретдинова):

- Проблемы, связанные с хищениями и взяточничеством в Узбекистане, возникли в середине 70-х годов, когда о хлопке речь еще не велась. Первое уголовное дело, связанное со взяточничеством высокопоставленных должностных лиц, - о нем мало кто знает! - возбудили в 75-м году: по нему к уголовной ответственности привлекли председателя Президиума Верховного Совета республики и председателя Верховного суда Узбекистана. Вышли на председателя Совета национальностей Верховного Совета СССР Насретдинову. Следствию удалось собрать достаточно серьезные материалы о получении ею взяток, уже была дана отмашка на привлечение ее к уголовной ответственности, но в самый последний момент она сумела найти подход в Леониду Ильичу Брежневу, и на высочайшем уровне расследование притормозили.

Покойный начальник Следственной части Генпрокуратуры СССР Герман Петрович Каракозов, который вел это дело, рассказывал мне, что был ошарашен, ведь доказательства вины были бесспорные. "Какова же, интересно, судьба этого дела? - спросил я. - Его прекратили, приостановили производство?". - "Оно лежит в сейфе без движения", - ответил Каракозов.

Без движения оно пылилось вплоть до 80-х годов, когда его попытался реанимировать Гдлян, но у Тельмана Хореновича ничего не получилось, и в итоге дело Насретдиновой было прекращено. А вот десятью годами раньше, если бы не вмешательство Брежнева, она, пожалуй, была бы арестована и пошла бы под суд.

Во время Перестройки про Насриддинову писала советская пресса, и некоторые из этих материалов мы опубликовали у себя на сайте. Вот ссылки на эти материалы:

1. 18 апреля 1988 г. в газете "Неделя" (приложение к "Известиям") вышел материал "Этажи коррупции", который представлял собой интервью со следователями Генпрокуратуры Тельманом Гдляном, Николаем Ивановым и Олегом Литваком, расследовавшим "хлопковое дело".

Среди прочего там был вот такой фрагмент:

Так, в середине 70-х годов в Узбекистане с огромными трудностями и издержками были привлечены к уголовной ответственности за взяточничество и осуждены некоторые руководящие должностные лица, противостоявшие более опасной преступной группировке Рашидова. А он сам со своим преступным кланом не был обезврежен, продолжал творить беззакония.

В это же время велось расследование и в отношении одного из руководителей республики. Но дело не нашло своего законного решения. И после окрика сверху было спешно спрятано в архив. А высокопоставленной преступнице всего-навсего объявили строгий выговор по партийной линии. С занесением в учетную карточку. Она и поныне живет и не тужит. Не бедствует - уж во всяком случае.

Фамилия "высокопоставленной преступницы" в этом интервью не упоминалась, однако Ядгар Насриддинова решила, что речь идёт про неё, и подала на "Известия" иск в суд о защите чести и достоинства. 6 марта 1989 г. в еженедельнике "Неделя" (приложение к "Известиям") в материале "Суд идёт. Заметки с пленума Верховного суда СССР" про этот иск было написано следующее:

На нас, к примеру, подала в суд бывший Председатель Президиума Верховного Совета Узбекской ССР Ядгар Насриддинова. Она сочла себя уязвленной публикацией еженедельника «Этажи коррупции». Следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР Олег Литвак, которого «Неделя» в начале прошлого года попросила рассказать о «хлопковых делах», упомянул о «высокопоставленной преступнице» из высших эшелонов власти Узбекистана (в отношении которой в середине семидесятых годов велось расследование), так и оставшейся безнаказанной. Ни фамилии, ни должности в статье указано не было. Однако Ядгар Садыковна «узнала» себя и обратилась во Фрунзенский народный суд Москвы. В иске Насриддиновой суд отказал.

А вскоре после публикации в «Известиях» статьи «Коррупция» Комитет партийного контроля при ЦК КПСС принял решение об исключении Насриддиновой из КПСС.

2. В защиту Ядгар Насриддиновой в октябре 1988 г. в журнале "Сельская молодёжь" вышла статья Александра Гаврилюка Заговор глухих.

В ней говорилось, что обвинения против неё - это интриги её политического противника Шарафа Рашидова, первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Узбекской ССР (1959-1983).

3. В ответ на эту статью в газете "Известия" 31 октября 1988 г. была опубликована статья Аркадия Сахнина "Коррупция", где со ссылками на материалы Комиссии партийного контроля утверждалось, что Насриддинова виновна во взятках и хищениях. В 1989 г. вышел сборник очерков Аркадия Сахнина "Охота на китов", куда вошла расширенная версия статьи "Коррупция", которую мы и опубликовали на statehistory.ru

4. Ядгар Насриддинова была исключена из КПСС в 1988 году, против неё было возобновлено уголовное дело. Она продолжила отстаивать свою невиновность и настояла на том, чтобы Гепрокуратура провела своё расследование. В итоге в декабре 1990-г Генпрокуратура вынесла постановление о прекращении против неё уголовного дела из-за отсутствия состава преступления, а 3 апреля 1991 года Бюро президиума ЦКК КПСС отменило решение КПК при ЦК КПСС от 18 ноября 1988 года об исключении её из партии.

13 июня 1991 газета "Известия" опубликовала письмо Насриддиновой "До и после "коррупции", в которой она рассказывает о своей реабилитации и о своём видении дела против неё.

5. 11 мая 2005 года, за год до смерти Насриддиновой, в "Московском комсомольце" было опубликовано интервью с ней под названием "Изгнание из хлопкового рая", где она в очередной раз заявила о том, что дело против неё было подстроено её политическим противником Рашидовым. Это интервью мы также публикуем в этом материале, под письмом Насриддиновой в "Известия".

Письмо Насриддиновой в "Известия" и интервью с ней в МК вы можете прочитать здесь.

Очевидно, что кто-то в этой истории врёт - либо те, кто обвиняют Насриддинову в коррупции, либо она сама и те лица, которые приняли решение о прекращении уголовного дела против неё за отсутствием состава преступления. Читатель может попытаться сделать свои выводы сам, ознакомившись с опубликованными на нашем сайте материалами из советской прессы.

политика, СССР

Previous post Next post
Up