Спасибо за такую чудесную реакцию и извините за запоздалый ответ. Да, это я о своём знакомстве с Булгаковым. Вы совершенно правы, что его книги именно вплетаются в жизнь, становятся фактом личной биографии даже. Для писателя такое положение дел - "венец трудов, превыше всех наград". Сатирическая линия мне не то чтобы не нравится - когда иной раз натыкаюсь на эти страницы, читаю с удовольствием. Главный там, опять же, автор: верно-верно, изящный сарказм, убийственной точности характеристики, сочный язык. Персонажи только дрянь, все эти массолитовцы и домоуправы. Просто как-то не тянет следить за их похождениями после ослепительных, латынских совершенно ерушалаимских глав. Сдача дельцами валюты под пушкинскую мелодекламацию описана великолепно - вот и читаю; но больше ради языка, чем ради сюжета. Так что дело не в том, что "не нравится", просто как в каждом городе есть любимые закоулки, так в книге есть любимые главы, по сравнению с которыми остальные тоже хороши, но - "ни холоден, ни горяч". Негативные отзывы о "Мастере" - тема довольно интересная. По ту сторону баррикад не всё так однозначно мракобесно; даже и Венедикт Ерофеев - фигура в чём-то сопоставимая - заявлял, что бросил чтение на 15-й странице. Мне кажется, дело в том, что Булгаков в пределах текста высказывает ВСЁ - а цитируют его по частям. Ну не соцреалистическая эта книга, но в 1966 году и ещё долго после у неё были в основном читатели, воспитанные на соцреализме - где за мнение персонажа могли накостылять автору, где были чёрно-белые положительные и отрицательные типажи, где не следовало "предоставлять трибуну врагу" и т.д. А у Булгакова нет однозначно положительных героев. Можно цитировать: "никогда и ничего не просите" (это ведь целая этическая концепция, которую можно возвести туда, в прошлое, к определённым каким-то учениям), а можно вспомнить, что произносит-то эту сентенцию не кто иной, как сатана, т.е. отец лжи. Согласитесь, этот контекст сильно меняет фразу. Но некоторые читатели - из лучших побуждений и искренне полюбив книгу - растаскали её на цитаты и слепили из них довольно плоскую интерпретацию. И борцы с "ММ" борются не с книгой, а с системой цитат "по мотивам" (иногда сами того не осознавая). В этом Булгаков уж точно неповинен.
Нет, я не имела ввиду "борющихся с книгой": с подобным мне встречаться не приходилось, к счастью. Я встречала другие мнения: что-де книга не понравилась, что она сейчас уже не актуальна, молодежь она заинтересовать не может...мне очень сложно понять психологию таких людей, которые все видят и понимают диаметрально противоположно...да я и не пытаюсь: не понимаю, зачем это делать. А книга в защите не нуждается: если уж рукописи не горят, то книги - тем более :)
Ну, борцы встречаются больше в патриотическом секторе интересующихся политикой (я одно время тоже политикой интересовался, поэтому мне как-то такие борцы чаще попадались). Актуальность, злободневность книги действительно прошла (московских глав, во всяком случае) - это момент истины, случающийся с любой книгой, тогда-то и становится ясно, есть ли в книге что-то ещё помимо актуальности. "Мастер" оказался куда значительнее своей современности, поэтому благополучно пережил её и жить ещё будет долго. Что же до молодёжи... В свои школьные годы я один раз был свидетелем и ещё один раз слышал в пересказе, как ученик, не особо интересующийся происходящим на уроке литературы, узнавал о Булгакове именно в рамках домашнего задания ("прочесть за лето") - и по обязанности читая "ММ", втягивался не на шутку. Это довольно редко случается со школьной программой, её мало кто принимает близко к сердцу - так что сей интерес заслуга именно Булгакова, а не, скажем, учителя (тот же самый учитель в тех же самых условиях не возбудил в учениках такого интереса к кому-либо ещё из писателей, напр. к Шолохову).
А мне не кажется, что его московские главы утратили актуальность. Там ведь описаны человеческие типажи, которые вне строя, вне -измов, вне времени: они есть везде и всегда. А я люблю Шолохова. Особенно "Поднятую целину" - читала взахлеб, мне страшно понравилось, как он описывал людей, настолько живо и сочно. Как ни странно, именно Шолохов совершенно вытравил из меня идейность: я увидела, что те же коммунисты - это не какие-то плакатные уникумы, а обычные люди, которым ничто человеческое не чуждо. Эта безыдейность подвела меня при поступлении в мединститут: я выбрала тему сочинения "Я сначала человек" по "Поднятой целине", где как раз продвигала вышеозначенную мысль. Надо ли говорить, что заслуженный тройбан - и то видать спасла только моя безупречная грамотность - поставил крест на карьере врача :))
Да-да, я к тому и веду. Есть такая довольно грустная книга, "Письма полумёртвого человека" (Циликин-Лурье), там Циликин решает задачку: "Вот, скажем, если из начальника вычесть надпись на его визитной карточке: Х - должность = что? <...> хорошо ведь, если в остатке оказывался хотя бы добропорядочный отец (или, там, мать) семейства. А ведь, как правило, и того нет. Однако ж они часто выглядят, будто на ночь до одури начитались своей визитки". Я когда эту фразу впервые прочёл, подумал, что и с книгами можно, в первом приближении, так же обходиться. Книга минус актуальность = у хорошей книги в правой части уравнения что-то да останется. Истлевает фактура - остаётся суть. Как в стихах Бродского о стреле:
Древко твоё истлело, истлело тело, В которое ты не попала во время оно. Ты заржавела, но всё-таки долетела До меня, воспитанница Зенона.
Стрела выпущена века назад, от её тела ничего не осталось (древко съедено тлением, наконечник - ржавчиной), а долетело-то что? Долетела та мысль, которую хотел выразить с её помощью Зенон из Элеи, поскольку она продолжает существовать и доходить до нас. Равно как существует и тот непреложный физический закон, согласно которому совершается полёт стрелы. Сейчас, когда управдома отыскать, пожалуй, труднее, чем говорящего кота - становится ясно, что после вычета злободневности в "ММ" остаётся то, что "вне строя, вне -измов, вне времени". Точно так же можно, как Вы и сделали, вычесть из Шолохова плакатных уникумов, чтобы увидеть обычных людей и живые их описания; в этом, собственно, и ценность мало-мальски хороших книг. В то время как если из повести "Гастарбайтер" модного писателя Б-ва вычесть всю злобу дня, - останется мало что; а то, что останется, написано невыразительно, скучно, и вообще сотню раз уже сказано другими и лучше. И когда описанные обстоятельства уйдут в прошлое и перестанут быть интересны современникам и потомкам, от Б-ва останется не больше, чем у современного читателя осталось от Тренёва, Лавренёва, Маркова, Бабаевского и Афиногенова (имя им легион).
Ну, и по поводу сочинения должен заметить, что поступили Вы как раз сообразно с высокой этикой врача - поставили эксперимент на себе, на своём поступлении. ;-)
"Однако ж они часто выглядят, будто на ночь до одури начитались своей визитки" - замечательно сказано, спасибо за цитату :)
У Шолохова как раз-таки не было никакой плакатности. Одна сплошная искренность, пусть где-то наивная, но от души, без задних мыслей. Даже странно, что его печатали, на мой взгляд, пропаганды там нет вообще, только время и люди в нем.
Перечисленные вами имена мне неведомы.
Да я не ставила эксперимент - если бы. Просто была идеалисткой, думая, что других также как меня интересует истина и искренность :)
Да, это я о своём знакомстве с Булгаковым. Вы совершенно правы, что его книги именно вплетаются в жизнь, становятся фактом личной биографии даже. Для писателя такое положение дел - "венец трудов, превыше всех наград".
Сатирическая линия мне не то чтобы не нравится - когда иной раз натыкаюсь на эти страницы, читаю с удовольствием. Главный там, опять же, автор: верно-верно, изящный сарказм, убийственной точности характеристики, сочный язык. Персонажи только дрянь, все эти массолитовцы и домоуправы. Просто как-то не тянет следить за их похождениями после ослепительных, латынских совершенно ерушалаимских глав. Сдача дельцами валюты под пушкинскую мелодекламацию описана великолепно - вот и читаю; но больше ради языка, чем ради сюжета. Так что дело не в том, что "не нравится", просто как в каждом городе есть любимые закоулки, так в книге есть любимые главы, по сравнению с которыми остальные тоже хороши, но - "ни холоден, ни горяч".
Негативные отзывы о "Мастере" - тема довольно интересная. По ту сторону баррикад не всё так однозначно мракобесно; даже и Венедикт Ерофеев - фигура в чём-то сопоставимая - заявлял, что бросил чтение на 15-й странице. Мне кажется, дело в том, что Булгаков в пределах текста высказывает ВСЁ - а цитируют его по частям. Ну не соцреалистическая эта книга, но в 1966 году и ещё долго после у неё были в основном читатели, воспитанные на соцреализме - где за мнение персонажа могли накостылять автору, где были чёрно-белые положительные и отрицательные типажи, где не следовало "предоставлять трибуну врагу" и т.д. А у Булгакова нет однозначно положительных героев. Можно цитировать: "никогда и ничего не просите" (это ведь целая этическая концепция, которую можно возвести туда, в прошлое, к определённым каким-то учениям), а можно вспомнить, что произносит-то эту сентенцию не кто иной, как сатана, т.е. отец лжи. Согласитесь, этот контекст сильно меняет фразу. Но некоторые читатели - из лучших побуждений и искренне полюбив книгу - растаскали её на цитаты и слепили из них довольно плоскую интерпретацию. И борцы с "ММ" борются не с книгой, а с системой цитат "по мотивам" (иногда сами того не осознавая). В этом Булгаков уж точно неповинен.
Reply
Reply
Что же до молодёжи... В свои школьные годы я один раз был свидетелем и ещё один раз слышал в пересказе, как ученик, не особо интересующийся происходящим на уроке литературы, узнавал о Булгакове именно в рамках домашнего задания ("прочесть за лето") - и по обязанности читая "ММ", втягивался не на шутку. Это довольно редко случается со школьной программой, её мало кто принимает близко к сердцу - так что сей интерес заслуга именно Булгакова, а не, скажем, учителя (тот же самый учитель в тех же самых условиях не возбудил в учениках такого интереса к кому-либо ещё из писателей, напр. к Шолохову).
Reply
А я люблю Шолохова. Особенно "Поднятую целину" - читала взахлеб, мне страшно понравилось, как он описывал людей, настолько живо и сочно. Как ни странно, именно Шолохов совершенно вытравил из меня идейность: я увидела, что те же коммунисты - это не какие-то плакатные уникумы, а обычные люди, которым ничто человеческое не чуждо. Эта безыдейность подвела меня при поступлении в мединститут: я выбрала тему сочинения "Я сначала человек" по "Поднятой целине", где как раз продвигала вышеозначенную мысль. Надо ли говорить, что заслуженный тройбан - и то видать спасла только моя безупречная грамотность - поставил крест на карьере врача :))
Reply
Я когда эту фразу впервые прочёл, подумал, что и с книгами можно, в первом приближении, так же обходиться. Книга минус актуальность = у хорошей книги в правой части уравнения что-то да останется. Истлевает фактура - остаётся суть. Как в стихах Бродского о стреле:
Древко твоё истлело, истлело тело,
В которое ты не попала во время оно.
Ты заржавела, но всё-таки долетела
До меня, воспитанница Зенона.
Стрела выпущена века назад, от её тела ничего не осталось (древко съедено тлением, наконечник - ржавчиной), а долетело-то что? Долетела та мысль, которую хотел выразить с её помощью Зенон из Элеи, поскольку она продолжает существовать и доходить до нас. Равно как существует и тот непреложный физический закон, согласно которому совершается полёт стрелы.
Сейчас, когда управдома отыскать, пожалуй, труднее, чем говорящего кота - становится ясно, что после вычета злободневности в "ММ" остаётся то, что "вне строя, вне -измов, вне времени". Точно так же можно, как Вы и сделали, вычесть из Шолохова плакатных уникумов, чтобы увидеть обычных людей и живые их описания; в этом, собственно, и ценность мало-мальски хороших книг.
В то время как если из повести "Гастарбайтер" модного писателя Б-ва вычесть всю злобу дня, - останется мало что; а то, что останется, написано невыразительно, скучно, и вообще сотню раз уже сказано другими и лучше. И когда описанные обстоятельства уйдут в прошлое и перестанут быть интересны современникам и потомкам, от Б-ва останется не больше, чем у современного читателя осталось от Тренёва, Лавренёва, Маркова, Бабаевского и Афиногенова (имя им легион).
Ну, и по поводу сочинения должен заметить, что поступили Вы как раз сообразно с высокой этикой врача - поставили эксперимент на себе, на своём поступлении. ;-)
Reply
У Шолохова как раз-таки не было никакой плакатности. Одна сплошная искренность, пусть где-то наивная, но от души, без задних мыслей. Даже странно, что его печатали, на мой взгляд, пропаганды там нет вообще, только время и люди в нем.
Перечисленные вами имена мне неведомы.
Да я не ставила эксперимент - если бы. Просто была идеалисткой, думая, что других также как меня интересует истина и искренность :)
Reply
Leave a comment