Грузия: Не надо печали - 2.

Nov 19, 2024 21:37


5 ноября, день 2.

Раннее, еще дорассветное утро.
Стук в дверь.
Обнять дочь, с которой не виделась два с половиной года - бесценно. Когда она уезжала, ей было двадцать четыре, с того момента мы не отметили вместе ни одного семейного праздника, мы перезванивались от силы раз пять... Ей уже двадцать семь, в её нынешнем возрасте у меня уже была она.
И вот - она передо мной.
Выше меня.

Проживаешь этот странный, волшебный, немного фантасмагорический момент материнства, когда стоящий перед тобой взрослый человек удивительным образом вневременен: ты им одновременно и беременна, и он у тебя на руках, и тут же уже на качелях, вот с портфелем в руках и косичками, а вот с десятком татух и в пирсинге - и все это, повторюсь, одновременно - словно наложение фотослайдов...

…вон, сопит на кровати рядом.

Быстрый обмен подарками, она под одеяло с ночного перелёта, а я на пробежку по намеченным вчера путям.




Все прекрасное сразу: рассвет над Курой, православная церковь Анчисхати шестого века постройки, куда я робко протиснулась в тот момент, когда зажигали перед образами лампады; три моста, чья-то маленькая уютная жизнь в старых домах с кактусами на пыльных окнах и сушащемся на верёвках бельём, малыши-котята около рыбаков, паломник, истово целующий двери грузинской патриархии с чугунными архангелами.






Памятник поэту и барду начала 20 века, сироте-грузину Иетиму Гурджи: "Не надо печали. Посмотрите, как хорошо на свете".







Пока дочь досыпает все не доспанное в ночном рейсе, наспех завтракаю, крашусь в полумраке и отправляюсь на утренний осмотр города. Несмотря на то что вчера я потопталась буквально на пятачке, на нём я уже чувствую себя куда увереннее и готова к открытию новых горизонтов.
Попутно в очередной раз размышляю, чем же меня так пленяют путешествия. Наверное, возвращением в детский симультанный формат восприятия мира - эмоциональные картинки, яркие вспышки, которые привлекают внимание. Дальше я, разумеется, останавливаюсь, гуглю, читаю - как сегодня, стоя на ветру, что клонил и трепал высоченные кипарисы, у армянского храма Нор Эчмиадзин, я читала биографию удивительного человека Александра Ивановича Манташева, нефтяного магната и филантропа середины 19 - начала 20 века. Читала - и вспоминала акунинский «Чёрный город», про Баку, нефть, аферы, риски, выигрыши... Виданное ли дело - самая крупная фирма в истории России!
...создал фирму Биофильм и планировал снимать сериалы-боевики.
...был страстным любителем лошадей и скачек.
Похоронен вместе с женой в соборе, что был разрушен после революции (настоятеля расстреляли), могилы были утрачены...
Памятник стоит в благодарность от армянской диаспоры, в том числе, и за саму церковь.




У меня каждое путешествие превращается в паломничество по церквям, хотя я человек нерелигиозный. Но культурно-историческую составляющую религии я страсть как люблю.
…где люди едят, молятся и хоронят своих мертвых…
Поэтому от армянской церкви я отправилась в православный новодел... простите - кафедральный собор Святой Троицы, который, помимо золотого купола, обещал ещё и видовую точку. Взобравшись на холм Элиа, я убедилась в правдивости всех хвалебных слов: изящный сад, упирающиеся в горы бесконечные просторы под бесконечно синим бесконечным небом, строгий собор, в который мы вечером с Варей ещё и зашли, убедившись, что внутри он не менее монументален; грандиозный вид на Тбилиси - старый, новый; и на затбилисье тоже: горы, облака над ними и где-то там ботанический сад, куда мы решили сегодня погулять.



Ветер сдул все тепло, идём в шапках, тёплых штанах, а в рюкзаке притаились варежки, в которых я приехала из заснеженного Нижнего Новгорода.
4 лари за вход и...
Я не ботаник, поэтому все наши диалоги о пейзажах ограничивались сакраментальным: «какие красивые цветочки, какие красивые листочки, какие красивые ягодки» - «мама, не ешь их!»




Из всего многообразия узнала розмарин, японский клён момидзи и бамбук, все остальное вызывает непреходящий эстетический восторг - колористика совершенно сшибает с ног: насыщенное золото рядом с розовым, медным, сочным зелёным, бронзой, медью... Кругом тропки, мосточки, водопады - не заметив, мы оказались на вершине горы, откуда смотрели на золотой купол храма Троицы, который блестел далеко внизу.







Невозможно пройти мимо сувениров: со мной в номер вернулись гигантские листья платанов, несколько плетей плюща, которые, надеюсь, не будут упрямиться и дадут корни, и загадочный плод, похожий на ноздреватый недозрелый грейпфрут. Поедет со мной домой.
Вниз шлось куда веселее, поскольку голод нас тоже подгонял - и подогнал прямиком в Хинкальный бар, где мы предались хинкальному чревоугодию, после которого повторили мой утренний маршрут с подъемом к Собору Троицы и спуску от него по крутым мощеным улочкам.



Вернувшись в номер, мы ещё обманывали себя тем, что через часик снова вернёмся в город - но пока чай, пока разбор фотографий, пока конспект дня... Я поняла, что сплю, когда бубнящий на стене по-грузински телевизор вдруг заговорил со мной на чистом русском языке.

Все, спать!
Завтра пробежка, какой-нибудь музей и первая экскурсия по городу :)

картинки с выставки, маленькие счастья, физкультпривет!, о жизни, важное, дети-дети - куда бы их дети?.., дорожное

Previous post Next post
Up