3.01.24
Я, конечно, уже могу что-то туристическое в самой сердцевинке Стамбула показать и рассказать, и, возможно, не заблужусь в тех четырех улицах, которыми хожу здесь домой, однако рассказ мой будет звучать весьма и весьма куце, поэтому я решила углубить знакомство (а главное - представить Стамбулу Васю) проверенной в том году пятичасовой пешей экскурсией (
https://experience.tripster.ru/experience/25764/). Началась она с традиционной переклички, и наш гид Махмуд, взглянув на меня, вдруг сказал: о, знакомое лицо, Анастасия, я вас помню. Вы меня уже были?
И ведь была. Год назад (
https://stasyred.livejournal.com/337147.html). Вроде, собакой не лаяла, асфальт не лизала, в падучей не билась...
Как он меня запомнил???
Приятно говорить добрые слова: всем рекомендую - прекрасный Махмуд с прекрасным русским языком, хорошим юмором, знанием собственной истории и культуры и уважением к культуре (включая фильмы моего детства и чтение русской поэзии) и истории чужой, - сумел меня повторно впечатлить тем, что экскурсия была не только столь же интересная, что и в прошлом году, но с некоторыми вариациями (с новыми местами, в которые он не водил нас в прошлом году, с новыми деталями, которых я не помню). Открылась Голубая мечеть (и я в очередной раз влюбилась в исламские витражи), мы смогли заглянуть в самый древний из сохранившихся постоялый двор, который и по сей день функционирует в этом качестве; подняться на то ли крышу, то ли веранду в старом, очень старом квартале и оттуда взглянуть на очередную базарную площадь у мечети, на которой, поговаривают, был куплен в дар русскому царю Петру один кучерявый арапчонок.
Ну, цистерна Базилика, куда ж без нее (цена вдвое против прошлогодней и листики в этот раз не светились, только медузки).
Потом была прекрасная мечеть Султанахмет, гробницы султана Сулеймана и его славянской красавицы-жены (посмотреть, что ли, Великолепный век, раз все турки-гиды о нем упоминают?..) и невообразимо, невообразимо прекрасный вид сверху на Золотой Рог, за которым нынешний квартал Бейоглу взбегает на следующий из семи холмов.
Века назад там селились генуэзцы и евреи, в свою очередь отгрызшие этот район у Византии, - вели торговлю, давали/брали деньги в рост, молились, любили, строили свои дома, церкви и вот даже Галатскую башню отгрохали, аж 61 метр вверх и 4 метра в толщину стен… Жаль, в этом году она на реконструкции, да и цену за подъем на обзорную площадку вломили с нынешнего первого января такую, что, пожалуй, впредь я ограничусь воспоминаниями о двух предыдущих посещениях…
Так, я отвлеклась: в общем, потом Мехмет Завоеватель намаслил корабли и тихо под покровом ночи перетащил их по земле, преодолев знаменитую цепь (привязанную к Галатской башне - впрочем, возможно, я что-то напутала от полноты впечатлений и цепляли все же не к ней, уж больно высоко над проливом она стоит), что служила шлагбаумом в Золотой Рог, и тем самым уронил-таки Восточную Римскую империю. Ну, или она сама упала, не суть - так или иначе, в 1453 году эта часть история Константинополя закончилось. Или же, если исходить из османской версии истории (науки, кою я, повторюсь, считаю неточной и проституированной, да простят меня все историки), история Стамбула только началась.
Пока я стояла, размышляя об этом, - смотрела на тусклое серебро воды, серые дома с рыжиной черепицы, на струну Галатского моста с не видимыми отсюда рыбаками, позади с неба запел муэдзин, и ему откликнулись соседи - минареты мечетей Матери Султана, Голубой, Айя-Софии (турки произносят ее Хагъя-София), мечети Фатих, куда меня занесло два года назад и в которую я однажды загляну - но не раньше, чем откроется с ней по соседству музей монастыря Спасителя на Хорах, где я уже третий год мечтаю ознакомиться с фресками и мозаиками. Между прочим, ее в пятом веке построил Феодосий Второй, а Алексей Комнин в 10-11 веке и всякие там Палеологи с 13 века только ремонтировали и перестраивали. Ее четыре года как отдали под реконструкцию и открытие в формате музея, но пока на всех расписаниях и картах рядом с названием пометка «временно закрыто». Ну, может, на следующий год повезет?..
…а муэдзины все поют, и из-за пролива доносятся то ли отклики, то ли эхо… И вдруг я понимаю, что плачу от счастья - от момента удивительного катарсиса, когда в моменте сплавились время, пространство, история и культура, и все зазвучало и вспыхнуло. А может, это просто вышло наконец-то из-за туч солнце, и воды Золотого Рога и Босфора подставили ему свои зеркала.
Обедать и пить чай мы пришли в знакомые мне по прошлому году места, и на этот раз ментоловые кристаллы от мигрени я на базаре все же купила. Хоть последними и не страдаю, но штука в плане проветривания головы отменная :))
Попытка продолжить экскурсию музеем исламской науки, так понравившемся мне в прошлый раз, успехом не увенчались. Деньги кончились. Они вообще делали это регулярно, надо сказать. Поэтому мы сели в парке Гюльханэ, напились чая, крепкого и удивительно горячего, способного таким небольшим объемом утолить жажду даже у меня, съели сютлач (моё открытие прошлого же года, когда я попробовала его на экскурсии к самому большому государственному флагу со стометровым флагштоком, на котором полощется самый большой стяг размером с футбольное поле), к самой большой европейской (даром что находится на стороне Азии) телебашне и самой большой (ну, вы поняли) мечети тысяч то ли на 60, то ли на 65.
Это рисовый пудинг, запечённый до румяный корочки и после охлаждённый.
Идеально.
Как крем-брюле, только из рисовой молочной каши.
Я его потом в магазине нашла.
На прогулку в сторону Галатской башни я Васю не раскрутила, и зигзагами, ориентируясь исключительно на вдохновение, мы отправились домой. Стройки, улицы, переулки, Святая София, рынок, становящиеся на глазах все уже и темнее улочки, зажигающиеся фонари и огни ресторанов, откуда тебя чуть не за руки хватают зазывалы: Hi! Hello! Wanna something to eat? Wanna be happy?
Один раз с нами даже по-испански заговорили.
Справедливости ради надо сказать, что один раз с нами заговорили и по-русски.
Магазин, кондитерская с круассанами вполовину моей руки, на каждом из которых, если верить глазам, вылито по ковшу шоколадной глазури, коты, бросающиеся то наперерез, то врассыпную. Одна кошка так и вовсе пришла к нам в окно за данью, а получив блюдце молока на карнизе, осмелела и отправилась исследовать новое пространство, после чего вынесла вердикт, что лучшее место это шкаф.
Еле изгнали.
Штош.
Я на веранде, чай в термосе заварился - пожалуй, время вечерней прогулки к морю.
Пойду помашу рукой маяку, а то не прибежала к нему сегодня, хотя планировала. Но стук дождя по карнизу сказал, что стоит поспать. После вчерашней прогулки, большая часть которой прошла под ливнем, я не могла не согласиться. Зато весь день был совершенно прекрасен, без единой капли.
Завтра, говорят, так и вовсе будет солнце.
Пусть будет.