18 июля день 7
В Лувр!
После традиционной пробежки и не менее традиционных гастрономических радостей отправляемся проверять на практике тезис Шиллера "О причине удовольствия, доставляемого трагическими предметами". Самое то на сытый желудок :)
...и сразу замечание по ходу дела: если в процессе выкраивать время на поесть, попить, подремать, подурачиться и поваляться, то шесть часов пролетают незаметно.
...и девять тоже.
Что хочу сказать…
Небольшое лирическое отступление, как всегда. Сколько себя помню, дома была куча художественных альбомов, количество которых только росло год от года благодаря подаркам папиных учеников. На русском, английском, немецком (что вообще не имело значения - я, когда начинала их листать, и читать-то еще не умела). К реальности все эти «Музей Прадо, Мадрид», «Галерея Питти», «Лувр» имели такое же отношение, как атлас космоса к возможности в этот космос полететь. Ну, вы поняли, к чему я :)
Конец лирического отступления, начало художественного наступления.
В скольких музеях я ни была, залы со скульптурой я стабильно проходила, практически не глядя по сторонам. Все эти разномастные статуи, кто без головы, кто, кто наоборот, одна головы без тела, всегда казались мне однообразными, да к тому же уродливыми - толстомордые аристократы петровских времен, надменные цари с двойными подбородками, бесконечные нагие нимфы, застигнутые врасплох мохноногими сатирами и проч.
Кстати, в продолжение темы загадок, которая пользовалась таким успехом непосредственно во время поездки.
Чем так озадачены эти крепкие мужчины? Как думаете, почему они так сосредоточенно изучают собственные эммм… гениталии? :)
Но в этот раз скульптура взяла меня за сердце да так и не отпустила. Греки, римляне, средневековая Европа - они смотрят на тебя, практически говорят с тобой, все эти боги, прекрасные эфебы, суровые воины, короли и королевы - молящиеся, сражающиеся, усопшие... Кстати, знаете, откуда пошла мода на "тут похоронено его сердце, а тело упокоилось там-то"? Просто если тело павшего на поле брани короля можно было забальзамировать и за пару недель довезти до королевской усыпальницы в каком-нибудь главном соборе на другом конце Европы, то внутренности долгой дороги не перенесут. Поэтому потрошили бедных королей и захоранивали по частям :)
В греческом зале, в греческом зале...
Честное слово, мне не понятен ажиотаж вокруг Моны Лизы или вот вокруг Венеры Милосской. По мне фигура, "вышедшая из-под гениального резца Праксителя", как писалось во времена моего детства в книгах по искусству, ни чуточки не хуже. Вот ни чуточки! Она тоже словно дышит и руки у неё, кстати две. Однако народ вокруг неё почему-то не толпится... Или, скажем, вот эта попа: ну разве ж она не хороша? Я проверяла Венеру с тыла и ответственно заявляю: будь у нее настолько же прекрасная попа, не пришлось бы ее слегка прикрывать :)
You can watch this video on www.livejournal.com
И Мона Лиза... Невообразимая толпа в зале, где отдельные персонажи на полном серьёзе крайне сосредоточенно фотографируются на её фоне. Мы-то хоть мышь и свинью снимали, и то в рамках стеба (ладно, ладно, признаюсь: потом все же стыдливо переглянулись, словно уличили друг друга в чем-то слегка неприличном, и быстренько щелкнулись, пока никто не смотрел :)) Толком разглядеть картину не получается, она висит на некотором отдалении, плюс каждые несколько минут вежливый и улыбчивый, однако же неуклонный смотритель двигает на выход первую линию. Мне кажется, психоз вокруг этой загадочной дамы несколько искусственный. Другие работы Леонардо не менее, если не более... эммм... потрясающи? интересны? Какой-то тут эпитет надо использовать, но я его не знаю.
А ещё тут есть мой любимый Боттичелли!!!! Я его только что не облизала, прямо всю стену с фреской.
Дальше все как в тумане, но не скажу, что мы вот прямо насильственно фаршировали себя прекрасным, вовсе нет. Но и рысью мимо-мимо тоже не скакали. Посмотрели и фаюмские портреты (самого знаменитого не увидели, но были похожие прекрасноглазые юноши), Рафаэлем полюбовались, гадая, чем же он так не угодил прерафаэлитам (ждущим нас в Орсэ), над буквализмом Средневековья (испорченные пабликом Страдающие Средневековье) повеселились (нет, правда, чего только стоит просящий посадку ангел и изумленный лев на маникюре. А глаза на блюдечке? А Петр Веронский с топором в голове - «Продолжаем разговор, мне не мешает»?). Не может не удивлять также уродство лиц при невероятно доскональном и реалистичным прописыванием одежд, расшитых золотыми шнурами и драгоценными каменьями.
Спишем это на авторский стиль и дальше, дальше - к египтянам (Каирский музей по-прежнему начинает и выигрывает), к шумерам и ассирийцам, саркофаги которых, как ни парадоксально это прозвучит, являются собой гимн семейному счастью и вечной любви (надеюсь, в случае смерти мужа вдову не засовывали к нему в гроб живьём, а дождались естественного хода событий), к грекам с краснофигурной и чернофигурной керамикой (первая лучше!), к римлянам, где не могли не примерить себя к пустым постаментам и где я пообещала рассказать Соне историю о появлении династии Флавиев вообще и Иосифа Флавия в частности, да так и не рассказала, - и дальше, дальше, дальше.
Не могу сказать, что за 9 часов общения с прекрасным мы не устали. Устали, конечно, даже физически, я вот раньше больше 4-5 часов в музее не выдерживала, но если свежесть восприятия под конец и притупилась, то не сильно. И мы с удовольствием догрызли Лувр до самой корочки, пожалев, что не попали в крыло Северного Возрождения, где находится картина, которую я с самого детства мечтала увидеть, - парадный портрет молодого Франциска Первого кисти Жана Клуэ и портрет Елизаветы Австрийской его же работы. Господи, как я в отрочестве зачиталась Дюма и Меримэ, с какой въедливостью я разглядывала и его лицо со злыми маленькими глазами, и одежду, королевскую до последнего стежка, и берет, и прорезные рукава... Пишу, и он точно перед глазами…
А потом были разудалый Хальс (который по манере письма ближе к импрессионистам, чем к своим современникам), неуемный и бесконечный Рубенс, мое ошалелое «О, а вот и госпожа Рекамье!» на весь немаленький зал (до сих пор стыдно :), а потом все закончилось табакерками и персональным покоями Марии-Антуанетты, и мы вышли из музея практически вместе с персоналом.
Для отрезвления на обратном пути Мироздание послало мне контролёра в метро. Сколько может стоить выброшенный после прохода внутрь билетик?
Правильный ответ - 35 евро.
И не потому, что я бросила его на пол. Просто народ тут постоянно проскакивает под и над турникетами, и, видимо, периодически таким образом проводится зачистка: вы внутри, ваш билетик? Выбросили? Штраф.
Неприятно.
Так что сохраняйте билетики до конца поездки.
Всегда.
И дабы закончить на гастрономической волне, с которой мы начали этот день, немного о том, как питались в Средневековье. Неплохо, скажем честно. Мы проходили мимо этих картин в середине дня - надо сказать, они ну очень стимулировали отделение желудочного сока ;)