Отчет по проекту съемки документального фильма
о выживании человека в дикой природе Камчатки
© 2009 Станислав Сергеевич Матяшов
Фото
Ивана Дементиевского (
dementievskiy)
Отчет получился такой большой, что не умещается в один пост, поэтому разбит на части.
Содержание:
UPD:
Трейлер к фильму Идея и концепция
Мысли о выживании, будь то глобальная катастрофа или просто поломка машины далеко от города так или иначе периодически посещают многих из нас. Многие на почве этих тревожных мыслей стараются подготовить себя к подобному стечению обстоятельств. Но одно дело думать об этом, и совсем другое - попробовать реально повыживать. Меня всегда влекла мысль о том, чтобы попробовать что-нибудь такое на деле, но я совершенно не знал, как к этому подойти и с чего начинать. В 2007 году я нашел в интернете форум экстремальной тематики, где в частности активно обсуждалась идея выживания. После примерно полугода обсуждений были предприняты конкретные действия. Все было разбито на несколько этапов.
Первый этап был экспериментальный, и заключался в том, чтобы попробовать повыживать и оценить, что именно важно в мероприятиях подобного рода и построить более адекватную модель для проведения следующих этапов. Под руководством Сергея Целикова был организован первый выезд на выживание. Это был трехдневный выезд летом на природу без палаток и еды. Осенью последовал второй выезд на выживание, затем третий ближе к зиме. Все они отличались по оснащенности, обстоятельствам и модели поведения, каждый из них давал много опыта, ломал многие стереотипы. Но главное то, что выживание переставало быть для меня какой-то абстрактной задачей с непонятными трудностями и лишениями. Раньше в процессе подготовки выездов на выживание часто возникали споры относительного того, что честно, а что - не честно, были бы у нас те, или иные ресурсы в реальной ситуации, что брать, а что не брать. Кто-то думал о жизни после авиакатастрофы, другие готовились к ядерной зиме, третьи - разводили огонь. Часто у нас собирались вместе обстоятельства, объединенные в одну ситуацию, но реально в жизни не существующие одновременно. А теперь, когда реализовано всего несколько выездов, я научился четко видеть и понимать модель и структуру выживания.
Накопленные знания я упорядочил в виде нескольких статей, и в заключительной статье выделил важные, на мой взгляд, приоритеты и сущности на выживании. С их помощью можно было описать любую выживательскую ситуацию. Всего шесть сущностей и три приоритета. Сущности описывают ситуацию, в которую попадает человек, а приоритеты несут информацию о том, что нужно сделать в первую очередь. Теперь многое для меня стало очевидно и понятно. Стало возможным описывать как реальные ситуации с помощью этого метода, так и моделировать свои. Теперь не было необходимости организовывать выезды, т.к. примерно зная условия выживания, я уже мог сказать, к какой деятельности оно сведется, какие стратегические и тактические меры я должен буду предпринять. С этого момента я переключился на изучение выживательской тематики и тренировки отдельных навыков выживания, таких как, например, постройка укрытия или добывание огня разными способами.
Шло время, я тренировался, читал и собирал информацию в интернете, пока в конце 2008 года всё тот же Сергей не предложил мне участвовать в новом выживательском проекте. До этого все мои выезды ограничивались по времени тремя - четырьмя днями, он же предложил выживать две недели. Причем проект заключался не просто в выживании, а в съемке документального фильма об этом процессе. Это было для меня вызовом на испытание нового порядка. Я и сам давно размышлял о большом выживании, где смог бы испытать себя, применить все свои знания и опыт, но пока не решался организовать это самостоятельно. Я согласился. У Сергея был опыт всевозможных съемок, но для него это тоже была затея принципиально нового уровня. Мы твердо решили, что обязательно реализуем этот проект, определили для него дату: август 2009, и в дальнейшем мысли о проекте ни на секунду не покидали наше сознание. Так был дан старт претворению в жизнь идеи: «Снять документальный фильм о реальном выживании в дикой природе».
Подготовка
Несколько месяцев мы просто вынашивали идею в голове, начать действовать мешали всевозможные проблемы и дела. Тогда казалось, что времени еще много, но только впоследствии мы поняли, что сильно ошибались. Примерно в апреле 2009 началась активная работа по разработке модели и концепции этой идеи. Мы работали параллельно, я в Ростове-на-Дону, Сергей - в Москве. Накопленной информацией делились через интернет. Сергей координировал действия, занимался организационными вопросами, а я был кем-то вроде старшего помощника, и преимущественно занимался разведкой и изучением потенциальных интересных мест для выживания. Модель и идеологию мы обсуждали и совершенствовали вместе.
Создание фильма открывало много возможностей и очень влекло нас. В результате фильм стал более приоритетной задачей, чем даже само выживание. Мы сразу решили, что снимать нужно профессиональной камерой, а она весьма дорогое удовольствие, даже в прокате. Стало ясно, что без спонсорской помощи здесь не обойтись. Началась работа со спонсорами. В этот же момент пришла такая мысль: раз уж мы делаем проект на спонсорские деньги, то место для выживания нужно выбирать такое, куда мы сами вряд ли бы смогли поехать. Решение пришло довольно быстро, когда мы поглядели на карту России и ткнули пальцем в самый далекий её уголок. Камчатка! После того, как мы утвердили Камчатку даже далекий для нас Алтай (который мы разрабатывали изначально в качестве места для выживания) стал казаться нам вариантом минимум, на случай, если спонсоров не найдем совсем. И в дальнейшем мы не отказались от Камчатки даже в условиях жесткой нехватки средств.
Параллельно велась работа над многими задачами. Нужно было найти и пригласить других участников проекта, а доверять участие в подобном мероприятии мы не могли людям, которых не знаем или в которых не уверены. Сложность была еще в том, что даже подходящий по физическим и моральным аспектам человек мог быть отбракован по причине не кинематографичности своего образа. Техническая сложность заключалась в том, чтобы обеспечить фото и видеотехнику энергией в период автономного двухнедельного похода. При всем этом нужно было создавать качественный материал для спонсоров, такой, который бы отражал суть проекта, интриговал и заинтересовывал бы спонсоров. Это требовало вникания в тонкие психологические моменты подобного рода материалов. Спонсорам нужна реклама, поэтому поиск площадок для показа фильма и мест публикации статьи и фотографий также было важной задачей. Необходимо было составить бизнес предложение, составить адекватную смету и спонсорский договор. Мы не хотели упускать возможность спонсирования иностранными компаниями и все, что мы создавали нуждалось в профессиональном переводе.
Проект развивался по спирали. Со временем мы все глубже вникали во многие аспекты и тонкости, возвращались к старым наработкам и переделывали всё на новый качественный уровень. Изменилось, например, место для выживания, это внесло изменение в предложение для спонсоров и дальше по цепочке: в смету, в договор, в перевод и т.д. Изменилась модель выживания - опять все материалы по цепочке изменяются и улучшаются с учетом накопленного опыта. Самой рутинной и сложной была, конечно, работа по поиску спонсоров. Мы рассылали предложения всем, кто хоть как-то мог быть заинтересован рекламой в контексте этого фильма и экстремального проекта. Сюда вошли и производители снаряжения, и фирмы по производству или продаже оружия, просто спортивные магазины, авиакомпании, турфирмы, производители напитков и энергетиков, производители спортивной одежды и даже нефтяные корпорации. Причем для каждого типа фирм требовалась своя мотивация в спонсорском предложении. Список потенциальных спонсоров ежедневно пополнялся десятками фирм и компаний. Сергей ежедневно делал кучу звонков по всей России. Мы каждый день отправляли по полсотни электронных писем. Одновременно с этим непрерывно шла работа над совершенствованием идеологии фильма.
Модель самого выживания многократно менялась и в итоге выродилась в то, что я должен буду выживать один и даже не общаться со съемочной группой. С точки зрения кинематографа выживание одного человека смотрится драматичнее и интереснее, а отсутствие общения позволит герою фильма уйти в себя и сильнее войти в образ. Это был с одной стороны интересный шаг, но также был неприятный момент - нужно было отказать уже приглашенным участникам. Мы снова остались в проекте вдвоем. И все задачи, которые мы планировали распределить между участниками легли полностью на наши плечи. Добавилась еще одна проблема - кто теперь будет нести все съемочное оборудование? Ведь раньше планировалось, что выживать будет 5-7 человек, и небольшими порциями технику будут нести сами выживатели по очереди.
Тем временем появилась предварительная договоренность с некоторыми площадками для распространения материалов проекта. Телеканал «Русский экстрим» обещал показать фильм 12 раз и дал об этом гарантийное письмо. Журнал National Geographic на словах пообещал разместить статью в журнале и указать спонсоров в конце. Это хоть как-то могло быть мотивацией для спонсоров. Но по-прежнему в 99.9% случаев нам отказывали по разным причинам, кто-то ссылался на кризис и отсутствие средств, кто-то говорил, что бюджет рекламы на этот год уже расписан, иные просто говорили, что это не интересно. Много было и недоверия, ведь мы не могли дать никаких гарантий. Большое число спонсоров вело себя по-свински, обещая рассмотреть и перезвонить, или как-то сообщить о своем решении, но исчезали без следа. Были и моральные кидалы, которые восторгались идеей, говорили что им это очень интересно, но после серии звонков по какой-то очередной причине отказывали. Эти беспочвенные обнадеживания очень утомляли нас, и уже ближе к концу мы стали совершенно холодно относится к любым восторженным отзывам и обещаниям.
И вот нам повезло! Компания «Кизляр», производитель ножей и холодного оружия, заявила о готовности частично участвовать в проекте. Полностью оплатить смету они не взялись и оплатили примерно треть, но зато они единственные, кто сдержал свое слово и адекватно себя вел в течение всего периода переговоров. Также компания «Кизляр» с лихвой обеспечила нас ножами. Спонсировать нас снаряжением вызвалось довольно много магазинов и производителей одежды и снаряжения, но следующим спонсором суждено было стать рязанской фирме по производству туристической одежды «Сивера». Нас одели в отличного качества туристическаую одежду, а связи Сиверы дали нам возможность пользоваться разносторонней поддержкой спасотряда МЧС на Камчатке. Нам предоставили отличное жильё в просторном домике на территории этого спас-отряда, с доступом к стиральной машине, кухне и бане, осуществляли нашу транспортировку на Мутновский вулкан и к месту выживания - в район вулкана Бакенинг, дали в пользование бензогенератор, необходимый для подзарядки аккумуляторов камеры и фотоаппаратов во время автономного путешествия, всячески помогали консультациями по местности. Это, по сути, избавило нас от еще одной трети расходов.
Только в июле мы стали думать о качественном фотографе для этого проекта. Выложили предложение в интернет, чем подняли много шума. Условия были, надо сказать, не очень выгодные - денег мы не предлагали и собственно заинтересовать могли лишь уникальностью мероприятия и решением некоторых проблем на камчатке. Нам приходило куча резюме, которые мы просматривали и составляли таблицу оценок по 10-и бальной шкале. Здесь тоже была куча проблем, те фотографы, что нам нравились, либо требовали гонорар, либо были уже в разъездах или не могли по разным причинам. И тут нам снова повезло! Фотограф, которому мы независимо друг от друга поставили 10 из 10-и, которого пригласили первым, дал согласие! Он должен был ехать в Карелию, но поездка отменилась. Это был Иван Дементиевский. Нужно отдать ему должное - согласиться на такую авантюру, да еще и за свой счет, без гарантии окупаемости фильма и фотоматериалов - это смелое и благородное решение.
После получения первых спонсорских денег мы купили билеты. Здесь я немножко остановлюсь на авиакомпаниях. Это самые непредсказуемые и нелогичные транспортные компании в стране! Физические кассы и сайты с возможностью купить билеты живут совершенно в разных измерениях, каждый со своим хаосом. В течение недели цены на билеты на один и тот же рейс могли стихийно исчезать, массово появляться, дорожать и дешеветь в несколько раз. В итоге мы купили билеты в Петропавловск и обратно за приличную сумму (45 т.р. туда-обратно), а за неделю до вылета на сайте появилась куча билетов по цене втрое ниже. На попытку сдать дорогие билеты и купить на тот же рейс более дешевые кассир сделала круглые глаза и заявила, что тех дешевых билетов нет и на сайте все не правильно. Хотя мы точно знали, что можем их купить, просто у нас не было буферных денег на тот момент, а рисковать и сдать билеты без гарантии, что купим на тот же рейс мы не стали.
С покупкой билетов появилась некоторая ободряющая определенность: мы уже точно знали, что летим на Камчатку, хотя ни технически, ни организационно проект не был готов на тот момент. Остро стоял вопрос с прокатом камеры, условия проката были либо нечеловеческие, либо очень дорогие, либо вовсе неприемлемые в нашем проекте. Например, к камере в обязательном порядке прикомандировывался техник, а куда нам его девать? Не везти же его с собой на Камчатку в горы. К камере были нужны дополнительные аккумуляторы и зарядные устройства, и Сергей мотался по Москве в поиске доступных для нас решений. Проблему с электричеством мы решили примерно так: запасти аккумуляторов на половину автономного периода и составить маршрут так, чтобы пройти через точку, где будет спрятан бензогенератор и зарядить там все аккумуляторы. Сам генератор нам пообещали предоставить в МЧС.
31 июля я выехал из Ростова-на-Дону в Москву. Билеты из Москвы были на 4-е августа, и за эти несколько дней нужно было решить кучу вопросов: взять в аренду камеру, микрофон, закупить некоторые вещи, оформить страховку на здоровье и технику, съездить в Рязанскую «Сиверу» за спонсорской одеждой, перебрать и упаковать вещи перед вылетом, и много-много всякой мелкой суеты. Зато в этот период было несколько легче от того, что уже полностью прекратилась работа по поиску спонсоров, не надо было никуда звонить, писать, чего-то ждать и надеяться. У нас уже не осталось моральных сил на волнения, мы не переживали даже когда стояли в пробке по пути в аэропорт и у машины заглох и не заводился двигатель. Хотелось уже поскорее сесть в самолет, улететь и приступить наконец-то к самому интересному.
Следующая часть -
Реализация...