В конце 1970-х - начале 1980-х годов Советский Союз захлестнула волна дефицита. Полки магазинов зияли пустотой, а заветные товары приходилось добывать с боем, выстаивая в многочасовых очередях.
Оазис роскоши
На фоне всеобщего уныния московский Гастроном №1 на улице Горького сиял ярким островком изобилия. Здесь, словно в волшебном роге изобилия, можно было найти дефицитные лакомства, о которых советские люди могли только мечтать: «Докторская» колбаса, ароматный кофе, заморские фрукты…
«Елисеевский» XXI века
Москвичи прозвали Гастроном №1 «Елисеевским» - в память о роскошном магазине дореволюционной эпохи. Слава гастронома гремела на всю страну: сюда специально приезжали из самых отдаленных уголков СССР, а иностранным делегациям его демонстрировали как символ советского процветания.
Директор-герой
За кулисами изобилия стоял Юрий Соколов, директор гастронома, фронтовик и герой войны. В условиях плановой экономики он сумел наладить бесперебойное снабжение магазина, используя неформальные методы: налаживая связи, договариваясь с поставщиками и щедро «одаривая» нужных людей.
Падение «короля дефицита»
В 1982 году, на пике своей славы, Соколов был арестован по подозрению в хищениях и взяточничестве. Это стало громким событием в рамках кампании по борьбе с коррупцией, развернутой Юрием Андроповым.
Слежка и разоблачение
За месяц до ареста в кабинете Соколова установили камеры видеонаблюдения и прослушивающие устройства. Собранные материалы легли в основу уголовного дела.
Масштабы коррупции
Судебный процесс над Соколовым вскрыл шокирующую картину: директор гастронома годами брал взятки, создав целую сеть коррумпированных связей среди высокопоставленных чиновников.
«Козел отпущения»
Несмотря на обещания снисхождения в обмен на сотрудничество, Соколов был приговорен к смертной казни. По мнению многих, он стал «козлом отпущения» в подковерных играх высших эшелонов власти. Скандальное дело Соколова не только стало символом эпохи дефицита, но и нанесло серьезный удар по системе коррупции в СССР. Гастроном №1, переименованный в «Глобус», продолжил свою работу, но атмосфера роскоши и изобилия навсегда ушла в прошлое.
источник