Запад, наконец, принял решение о поставке в Украину танков. Может ли это решение изменить ход войны?
Следует понимать, что в реальной войне «расходники» - это не только боеприпасы. В условиях боя любое оружие становится расходным материалом. Любая современная (и даже не очень современная - типа нынешней российской) армия имеет значительное количество противотанковых средств. На поле боя танки в таких условиях - это ОЧЕНЬ расходный материал. Именно поэтому поставка 100-150 танков проблему не решает. Значительная их часть будет довольно быстро выведена из строя.
Необходима не разовая поставка, а РЕГУЛЯРНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ танкового парка. Только в этом случае все это вообще имеет смысл. И здесь самое время вспомнить о тех танках, которые как бы «бесполезно пылятся» в местах хранения. Один из уроков украинской войны заключается в том, что военные поняли - масштабные боевые действия можно вести, только имея огромные запасы. Не только запасы боеприпасов, но и запасы самого оружия. Ибо в условиях реальной, интенсивной войны с примерно равным противником любое оружие достаточно быстро выводится из строя или уничтожается этим противником. А промышленность лишь в малой степени способна восполнить эти потери в нужные сроки.
То есть - если американская армия каким-то образом окажется вовлечена в масштабный военный конфликт с серьезным противником, «пылящиеся на хранении» танки очень быстро окажутся востребованными этой армией, понадобятся на поле боя для замены вышедших из строя. А ведь на армии США лежит ответственность за оборону не только своей страны. Она - основа военного могущества НАТО. Ибо боевые возможности западноевропейских армий просто невозможно рассматривать всерьез. Без американцев этих возможностей хватит хорошо если на несколько дней серьезной войны.
И вот сотни этих танков, от наличия которых напрямую зависит возможность Америки вести серьезную войну, требуется сейчас отпривить в Украину... И проблема, и ответственность за ошибочное ее решение - просто колоссальны. Лично я не взялся бы судить - какое решение будет правильным.
Второй важнейший вопрос - кто, собственно, сядет в эти танки в Украине? Каково нынешнее состояние украинской армии?
Полагаю, кадровые армии уже практически выбиты с обеих сторон. Профессионалов, то есть людей, для которых война изначально была профессией, почти не осталось. Потери техники и вооружений тоже, видимо, были огромны. В том числе и вооружений, поставленных уже в ходе войны. Еще раз должен повторить - на войне расходным материалом являются не только боеприпасы, но и то, из чего ими стреляют. Необходимы не разовые поставки, а постоянное, регулярное снабжение.
Все те, кто мог и желал пойти на войну добровольно, сейчас уже там и тоже в значительной степени выбиты. Это понятно - такие люди в первых рядах рвутся в бой и, разумеется, очень быстро гибнут. Остаются, выживают те, у кого главный побудительный мотив - это инстинкт самосохранения.
Резерв добровольцев исчерпан, поэтому обе стороны вынуждены прибегать к насильственной мобилизации. Однако, сформированные из «мобиков» подразделения мало боеспособны и очень нестойки в бою. Никакой принципиальной разницы между российскими и украинскими «мобиками» здесь нет. Более-менее они воюют лишь в том случае, когда ими разбавляют подразделения с сохранившимся ветеранским костяком. Однако, таких подразделений остается все меньше. Совершенно невосполнима потеря командиров младшего и среднего звена. Их просто некем заменить - таких людей готовят годами.
У меня создается впечатление, что на бОльшей части тысячекилометрового фронта военные с обеих сторон лишь имитируют боевые действия. Сказывается низкая боеспособность нынешней армии и жуткая усталость от многомесячной войны. Люди стараются не напрягаться, не рисковать, и не задирать противника слишком сильно. И противник отвечает им тем же.
Реальные, активные боевые действия ведутся лишь на небольших пятачках - вроде Бахмута или Соледара. Там продолжается взаимная аннигиляция. Причем с российской стороны главную роль играет уже не армия, а «Вагнер». Пригожинские зеки сейчас вообше, похоже - самые мотивированные вояки на этой бойне. Они дерутся за свою личную свободу. Частично их поддерживают остатки армейских частей, считавшихся ударными - десантники, спецназ и т.п. Что касается украинцев, то у них там жуткий винегрет из подразделений, принадлежавших десяткам разных винских частей. Похоже - там собрано все, что в украинской армии осталось боеспособного.
Многие комментаторы называют нынешнюю фазу войны «войной на истощение». Я бы назвал это иначе - «войной истощенных». Критически истощен самый важный «расходный материал» войны - человеческий. И дело не только в огромных людских потерях. Люди истощены психически. У них пропадает мотивация. Они перестают понимать - за что они должны жертвовать жизнью. Ради очередного «договорняка»? Ради благополучия отвратительных клопов, окопавшихся и процветающих в тылу?
Очень возможно, что западные танки появятся в Украине слишком поздно. На них уже некому будет воевать. Нельзя же, в самом деле, посадить на них насильно мобилизованных новобранцев! Слишком велика вероятность того, что они побросают эти танки и разбегутся в первом же серьезном бою!
Война все больше принимает такой характер, когда главным оружием становится автоматическая винтовка. Когда отряды и группы плохо вооруженных, плохо обученных, плохо руководимых и начисто лишенных мотивации людей стреляют друг в друга, пытаясь захватить или отбить очередной «домик лесника»...