Сегодня отмечается годовщина первого полета в космос. К сожалению, даже эта победа русского гения в последние годы ставится под сомнение. То скажут, что ракету придумали пленные немецкие инженеры, то рассказывают, что перед полетом Гагарина якобы было несколько неудачных испытательных полетов, с гибелью безвестных героев-космонавтов. То заявят, что бездушная тоталитарная коммунистическая машина послала "этого мальчика недрожащей рукой" на не испытанной ракете на явную погибель, и лишь огромная удача позволила не произойти неминуемой катастрофе.
Не нужно много, чтобы разобраться в том, как все было на самом деле, и кто именно принимал решение о допустимых рисках полета.
Принимала решение естественно государственная комиссия, коллегиальный орган. Но предложения для комиссии готовили конкретны люди. Одну из ключевых ролей во всем это играл заместитель начальника боевой подготовки ВВС по космосу, Николай Петрович Каманин.
Каманин - человек невероятно самостоятельный в суждениях, критический и недоверчивый. Особенного пиетета он не питает даже перед главным конструктором ракет С.П. Королевым. Чего стоит только такой короткий каманинский комментарий:
"Январь 1961 гг.
2 января. Сообщения ТАСС о полете космического корабля 22.12.1960 года нет и, по-видимому, уже и не будет. Все потуги Королева хоть частично зафиксировать этот полет провалились. Отказавшись сообщать о полете, ЦК КПСС тем самым признал серьезный провал этого пуска."
Так вот, из дневников Каманина "
Скрытый космос", изданных только после перестройки, и явным образом не являющихся пропагандистским прикрытием, по поводу того самого РИСКА:
"12 февраля 1961 года. Очередной пуск запланировали на 22-23 февраля, последующий через 8-10 дней. Пуски будем проводить с манекенами для отработки средств приземления космонавта. Если оба пуска будут удачными, то при третьем пуске полетит человек.
После пуска ракеты на Венеру 4 февраля многие на Западе считают, что мы неудачно запустили в космос человека; итальянцы даже будто бы «слышали» стоны и прерывистую русскую речь. Все это совершенно беспочвенные выдумки. На самом деле мы упорно работаем над гарантированной посадкой космонавта. С моей точки зрения, мы даже излишне осторожны в этом. Полной гарантии успешного первого полета в космос не будет никогда, а некоторая доля риска оправдывается величием задачи. Я с Королевым и Келдышем договорился о том, что до полета человека в космос должно быть осуществлено не менее двух подряд полностью удачных полетов кораблей с манекенами."
Таким образом, Каманин, отвечающий за подготовку отряда космонавтов, а значит и самого Гагарина с его дублером Титовым, прямо ставит условия конструкторам о том, что все системы должны быть отработаны на пусках с манекенами ДО того, как в космос полетит живой человек.
Ну и еще, о самом Каманине. Такой ли это советский бюрократ, который думает только о престиже страны, и не считаясь с человеческими жизнями, руководит полетами из своего кабинета "по глобусу"?
В 1934 году Николай Петрович Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». Пароход "Челюскин" был зажат, а затем и раздавлен льдами на трассе Северного морского пути, и затонул.
В сложных метеоусловиях на самолёте Р-5, Каманин совершил групповой перелёт протяжённостью около 2500 км.
Затем он лично в девяти полётах на льдину вывез из ледового лагеря 34 полярника. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Каманину Николаю Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза № 2.
Фактически, само звание "Героя Советского Союза" учреждалось в СССР под командира летного отряда Каманина и его товарищей, спасших со льдины легендарных "челюскинцев".
Таким образом, первых героев космоса в полет отправляли люди, сами бывшие подлинными героями, и знавшие что такое риск.
Встреча челюскинцев. Николай Каманин, Отто Шмидт, Валериан Куйбышев. 1934 г.