С высоты колонны короля Зигмунта [ч.1]

May 30, 2010 00:02





Герб Варшавы - варшавская Сиренка

*

Доброй и светлой памяти
замечательного историка и экскурсовода Варшавы,
моего отчима Богдана Гжимала-Седлецкого

Вернувшись из Варшавы - хоть сколько-то обещанных рассказов и тем.





*

Пресс-конференция короля

Король Зигмунт, скажи нам, ты
                                                        Видел Варшаву такой красивой, как сегодня?

Królu Zygmuncie, powiedz nam, czyś
                                                        Widział Warszawę tak piękną, jak dziś?

Так начинается популярная песенка-танго, относящаяся к эпическому моменту истории Варшавы - её восстановлению после разрушений войны. В городах и сёлах тогда висели плакаты: “Весь народ строит столицу!”, “Возродим тебя, Варшава!”, работы шли от зари до зари, на выходные приезжали добровольные бригады. Вечером в репродукторах играла музыка, и люди, стар и млад, танцевали на расчищаемых улицах. Король Зигмунт Третий, патрон варшавского Старого города, свыше трёхсот лет поднимавшийся над ним на колонне, во время Варшавского восстания рухнул на Дворцовую площадь от попадания немецкого снаряда. Город превратился в руины. Но война кончилась, Варшава была особождена. 22 июля 1949 года, в день пятилетия Народной Польши, король с торжеством и празднеством вернулся на своё место и снова стал смотреть с высоты на возрождающуюся столицу. Он - один из главных её символов, как в Москве Василий Блаженный, в Петербурге Петропавловская крепость, в Лондоне Биг Бен.
        Король Зигмунт, скажи нам, ты видел Варшаву такой красивой, как сегодня? - звучало в апреле 1980 года в одном из залов варшавского Королевского дворца. Хозяин встречи сначала не был в восторге, чтобы гостей встречала именно эта эстрадная мелодия, ведь хозяином был сам король Зигмунт, перенесший в 1596 году столицу из Кракова в Варшаву и спустя почти четыре столетия дававший в исполнении моего отчима пресс-конференцию для редакторов стенгазет из варшавских школ. Но ребятам мелодия была хорошо знакома, сразу становилось понятно, что встреча будет лёгкой и весёлой, что будут король Зигмунт и Варшава. И король в короне из театра, в гриме, с мантией, в руках с бутафорскими скипетром и державой, согласился.
        - Ваше Величество, я видела вашу корону в Вавельском музее в Кракове. Вам её оттуда привезли? - был один из первых вопросов.
        - Наша корона, - отвечал король, - как важная реликвия польской культуры и истории, сегодня действительно хранится в Кракове, где она была на Нас возложена на коронации 27 декабря 1587 года. Но для сегодняшней пресс-конференции облегченную её копию выполнили по Нашему указу современные мастера Варшавы, и она Нам тоже очень нравится.
        - Ваше Величество, - спрашивал другой молодой редактор, - а правда, что Вас в Кракове не любят за то, что Вы оттуда столицу перенесли?
        - Для Нас это было непростое решение. Годом ранее пожар опустошил в Кракове Наш Вавельский дворец. Кроме того, на южных рубежах Речи Посполитой положение оставалось неспокойным после коронационного конфликта с династией Габсбургов в Австрии, а Краков был от границы слишком близко. С точки зрения торговли Варшава была значительно ближе к Балтийскому морю, лежала на пересечении торговых путей - тем более, что при Нашем правлении расширились контакты со Швецией, с которой, как вы знаете по урокам истории, возникла персональная уния. Но Мы никогда не переставали окружать Краков Нашей королевской заботой, при Нас Вавель вернулся к былому великолепию, Мы поддерживали развитие Краковского Ягеллонского университета, и сегодня Мы рады видеть современный Краков столь же цветущим и развивающимся, как и Нашу дорогую Варшаву. А что гордые краковяне имеют иногда свой норов, так это Нам издавна известно.
        - Ваше Величество, а вам не скучно было жить без телевизора?
        Пресс-конференция патрона Варшавы короля Зигмунта для школьных редколлегов , показанная по одной из детско-юношеских телевизионных программ, имела неожиданно большой отклик, пришло масса писем, и было решено повторить мероприятие на будущий учебный год, пригласив ребят по конкурсу уже со всей Польши. История, однако, на месте не стоит, август и сентябрь 1980 года начали сотрясать страной в совершенно другом плане, масштабе и продолжительности, и больше король Зигмунт со школьниками, к сожалению, не встречался, а спустя три года моего отчима не стало.
        Сильно задолго до этого в московской средней школе номер 565 на Кировоградской улице в Чертаново тот же голос начинал рассказ по-русски - свободно, но с заметным польским акцентом:
        - …и раз вы выбрали Польшу, чтобы дружить и узнавать, я хочу вам рассказать о её столице, Варшаве.
        Дело было зимой, под вечер, в нашем классе занавесили окна, и первый цветной слайд на экране представлял широкую панораму Старого города со стороны Вислы.
        - …здесь, на берегу огромной реки, в конце тринадцатого века стал возникать город.
        На втором слайде над старинными крышами поднимался на колонне король Зигмунт.
        Мы тогда с мамой уже несколько лет жили в Москве. Будущий отчим приехал к нам в гости - как потом выяснилось, просить маминой руки. Ещё до приезда было согласовано, что он выступит с рассказом о Варшаве в нашем классе. Кто из учеников создал в классе уголок советско-польской дружбы, можно догадаться. Отчим располагал гигантской коллекцией диапозитивов, собранных по темам, с ними ездил и выступал в школах, клубах, детских домах, домах престарелых. В Москву помимо слайдов для рассказа в классе он привёз, чтобы показать нам с мамой, свою новую презентацию “Памятники Варшавы”. Начиналась она, естественно, с колонны Зигмунта. Хотя я до этого многократно видел колонну своими глазами, тогда я узнал о ней подробно впервые.
        Свыше двадцати лет отчим возглавлял Варшавское общество городских экскурсоводов, являя собою живую энциклопедию феноменальных знаний по истории Варшавы. Был человеком невероятно открытым к молодёжи и вообще к людям, писал историко-популярные книги, вёл по третьей программе Польского радио цикл передач “Компас и сердце”. Компас ведёт нас, туристов и краеведов, по родной стране. Но где-то, в какой-то момент, сердце начинает биться сильнее - может быть, открылся старинный силуэт замка, или у опушки показался крест старой солдатской могилы, или за деревенским тыном женский голос запел песню, или просто нас остановила красота польского пейзажа - сердце велит задержаться, велит узнать больше, задуматься. На походных тропах сердце становится компасом, а компас сердцем любознательного краеведа. Так начиналась книга, задуманная на основании тех передач, но не успевшая быть дописанной. Зато другая выдержала два издания и получила премию. Открывает её диалог:
        - Дедушка, я не люблю Варшаву.
        - Это почему?
        - Да ну, ничего интересного. Нет аквапарка и американских горок, учительница в школе твердит про каких-то повстанцев и королей, а теперь ещё надо собирать материал и писать сочинение о выбранном герое Варшавы. Кому это надо?
        Книга называется “Прогулки по Варшаве с дедушкой”. Посвящение на первой странице звучит: Моему внуку Корнелю и всем подрастающим варшавянам, чтобы знали и любили свой город.
        Для меня прогулки по Варшаве, история Варшавы и её памятные места неразрывно связаны с моим отчимом, он там весь. Неудивительно, что ещё до окончания университета я сдал на диплом варшавского экскурсовода, а историческое краеведение стало навсегда чертой характера и, наверное, жизненной философии.
        Прошли десятилетия. Пока я ездил в Варшаву, поступали просьбы, чтобы выдать на гора больше снимков и больше рассказов. Вернувшись, получаем виртуальную прогулку по Варшаве с дедушкой - Старым Кресовянином, посвящение к ней: Дорогим русскоязычным друзьям по “Живому журналу” с искренними пожеланиями увидеть всё описанное воочию. Имея сейчас в Варшаве массу дел, я не брал из Москвы фотоаппарат. Исправлюсь. Поэтому пока только изображения, которые можно вытянуть из интернета. Выбраны лишь самые-самые известные и интересные на мой взгляд места.



Колонна Зигмунта на Дворцовой площади в Старом городе.

Зигмунт

Польский король Зигмунт Третий Васа (1566-1632) был наполовину шведом - старшим сыном короля Швеции Юхана Третьего из династии Васа, и наполовину поляком - по матери, урожденной польской принцессе Катажине из династии Ягеллонов. Родился в шведском замке Грипсхольм. Спустя шесть лет в Польше умирает без потомков его родной дядя король Зигмунт Август (Зигмунт Второй), последний Ягеллон и последний польский наследный король. Страна входит в эпоху королей выборных. Шведский принц Сигизмунд, по-польски Зигмунт, потомок Ягеллонов по женской линии, в возрасте двадцати одного года оказывается выбранным на польский трон, становясь третьим королём, избранным шляхтой. Из-за моря по Балтике его привозит в Польшу роскошная шведская эскадра в составе двадцати трёх кораблей. На коронационной мессе в Вавельском кафедральном соборе в Кракове он становится Зигмунтом Третьим Васа, королём польским, великим князем литовском, русским, прусским, жмудским, мазовецким, инфляндским.
        А спустя год далеко-далече за полями, за лесами, за лугами и реками умирает в Москве-столице последний из царственных Рюриковичей царь Федор Иоаннович, на престол восходит боярин Борис Федорович Годунов, становясь царём. За время правления в Польше короля Зигмунта Третьего Русь переживает смутное время, в которое Зигмунт вносит посильный вклад, в том числе претендуя на московский трон сам, а затем рекомендуя туда своего сына королевича Владислава. С этой целью на Русь и Москву отправляется великий гетман коронный Станислав Жулкевский с немалой армией и двугодичной битвой за Смоленск, происходят похождения Лжедмитриев и зимняя встреча с Иваном Осиповичем Сусаниным; изгнанный царь Василий Иванович Шуйский бьёт в Варшаве королю Зигмунту челом, а всё приключение благополучно заканчивают гражданин нижегородский Козьма Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский, с тем, что Смоленск и Чернигов возращаются в состав Речи Посполитой. Правление Зигмунта Третьего - последнее, при котором страна находится на пике могущества.
        По характеру король обычно сумрачен и немногословен, он скорее небольшого сложения, с мощными бровями и бородкой клинышком, повседневно ходит в тёмном шведском платье с характерным огромным белым воротником. В эпоху поздней реформации, когда по всей Европе массово горят костры с еретиками, Зигмунт, исповедуя и утверждая католицизм, ничего подобного в стране не допускает, следуя, впрочем, традиции и предыдущих польских королей. Он строит дворцы и благосклонно поддерживает искусство ренессанса. Умирает в возрасте 68 лет. Сегодня в Польше он ассоциируется прежде всего, а нередко исключительно, как тот, кто перенёс столицу в Варшаву и стоит там на колонне.
        Колонну воздвиг отцу его сын, король Владислав Четвёртый, в 1644 году. Это первый памятник на польско-литовских землях и один из первых в Европе, где мы видим не святого, а светскую фигуру. Проект выполнили трое итальянских архиекторов и скульпторов, а бронзовую фигуру отлил варшавский литейный мастер. Есть два классических вопроса, которые рассказывающий варшавский экскурсовод обычно задаёт экскурсантам, смотрящим на колонну, поскольку она несёт в себе два оптических почти обмана, но для этого нужно стоять с нею рядом, поэтому откладываем до реальной встречи у реальной колонны на реальной Дворцовой площади.
        В ста метрах от колонны на газоне лежат два предыдущих её каменных ствола. Первый из нежно-бежевого природного камня-конгломерата простоял до 1885 года, когда на песчанике стало явно проявляться выветривание. Новый ствол был гранитным. Старый же при спуске сорвался и упал, разбившись пополам. Рядом с ним лежит и второй ствол - гранит разбит на четыре части. Ночью с 1 на 2 сентября 1944 года, на тридцать второй день Варшавского восстания, снаряд немецкого танка попал в основании колонны. Зигмунт рухнул наземь с двадцати метров, отбились сабля, крест и левая кисть руки, его державшая, в остальном бронзовая фигура уцелела. За столетия существования памятника, в трудные годы невзгод и разделов говорили, что Варшава будет стоять, пока стоит на колонне её патрон. В 1944 году, после капитуляции Восстания, столица была систематически взорвана, став мёртвым морем руин, - так сильно гитлеровцы мстили за Польское движение сопротивления и Варшавское восстание. Но порыв, сила и энтузиазм поляков были сильнее. К тому поколению принадлежал и среди восстанавливающих Варшаву был мой отчим. Фраза “Возродим тебя, родной город!” достойна памятника. Впрочем, памятник - это возрожденная Варшава. Король Зигмунт торжественно вернулся на своё место. Ему с высоты виднее, видел ли он Варшаву такой красивой, как сегодня.



Король Зигмунт в возрасте около тридцати лет.
Портрет работы современника, Мартина Кобера.


          

Рухнувший Зигмунт. Осень 1944 года.                    Новая колонна на пути в Варшаву. 1949 год.



Современная Дворцовая площадь.

Королевский дворец



У Пречистенских ворот в Москве, подведя гостей к Храму Христа Спасителя, я говорю, что бело-золотой красавец Кафердральный собор - в силу такой, а не иной истории - является сегодня прежде всего символом возрождения России. Аналогичную значимость в Варшаве имеет Королевский дворец. Его тоже взорвали силы зла. С уходом гитлеровцев здания Варшавы в тогдашних её границах были в 1944 году разрушены на 58 процентов, Старый город - на 85 процентов, Королевский дворец - на 98, то есть от дворца не осталось ничего, кроме крошечного куска стены над уровнем фундамента. Я прекрасно помню, как с Дворцовой площади над законсервированными линиями фундаметов, между которыми были созданы газоны без цветов, открывался широкий вид на Вислу, и только узкий кусок стены был похож на поднятый предупреждающий палец. Решение о восстановлении дворца было принято достаточно поздно, в 1971 году.
        - Меня часто спрашивают, - говорил отчим у растущих стен дворца, а затем в его восстанавливаемых залах, - стоило ли строить дворец заново. Я отвечу так: если бы у вас была скрипка Страдивария, но был утерян оригинальный футляр, стали бы вы хранить уникальный инструмент в целофановом пакете или в хлебнице? Нет, вы сделали бы достойную оболочку. Так и здесь: из оригинального варшавского Королевского дворца столько было спасено во время осады Варшавы в сентябре 1939 года, а потом в годы оккупации, с риском для жизни, вынесено и спрятано, что хранить всё это по музеям, в основном в запасниках, было бы неправильно.
        В экскурсоводческой практике отчима был и следующий эпизод. Он вернулся домой таким, что мама сразу спросила, что случилось. А была международная англоязычная группа участников торговой выставки, дворец уже стоял под крышей и с башнями, отчим с энтузиазмом рассказывал о восстановлении его и всего Старого города. Когда экскурсанты двинулись за экскурсоводом дальше, в задних рядах послышалось по-немецки: “Ничего, в следующий раз взорвём так, что не восстановят”. Отчим остановил группу и на немецком и английском языках в точности сказал, что случилось, и что дальше, к сожалению, экскурсия продолжаться не может - несмотря на прозвучавшие извинения руководителя группы и самих произнесших дикую фразу.
         Хочу добавить, что на восстановлении дворца работали бесплатно в том числе летние молодёжные группы из Федеративной Республики. Федеральное правительство канцлера Вилли Брандта, до сих пор единственного главы правительства, преклонившего колени у памятника в Освенциме, вернуло возрождаемому дворцу все вывезенные гитлеровцами ценности, если о них было известно.
         Первые укрепления на месте дворца возникли на высоком берегу Вислы в конце XIII века, дав начало последующему городу. К середине XIV века строится первый каменный замок, ставший резиденцией мазовецкий князей (Мазовше или Мазовия - историческая область центральной Польши). Значительное расширение замку даёт в начале XVII века король Зигмунт Третий с переносом столицы в Варшаву, замок из оборонного превращается в королевский дворец и принимает примерно нынешние очертания.
        17 сентября 1939 года в 11.23 утра во время артиллерийского обстрела Варшавы загорелась крыша главного фасада дворца с центральной башней, на ней остановились часы. 13 сентября 1944 года с падением защиты Старого города во время Варшавского восстания, ещё до его капитуляции, дворец был полностью взорван. 22 июля 1974 года, в день тридцатилетия Народной Польши, в 11.23 утра часы на башне востановленного дворца пошли вновь. Интерьеры заняли ещё десять лет. 11 ноября 1984 года, в день праздника независимости Польши, варшавский Королевский дворец был официально возвращён народу.
        Интерьеры исключительно красивы, заметно эффектнее внешнего вида, скромного и строгого. Они восстановлены в том стиле, в каком оставил их сделавший очень много для дворца последний польский король и выдающийся меценат Станислав Август Понятовский в 1770-1780-х годах.
        Как и варшавский Старый город, Королевский дворец внесён в Список всемирного наследия Юнеско. Для меня он - прежде всего символ живой и непокоренной польской культуры.



Королевский трон в Сенаторском или большом тронном зале.
Над дверями - гербы составных частей Речи Посполитой Обоих Народов:
слева орёл Королевства Польского, справа герб "Погоня" Великого Княжества Литовского.


    

Мраморный зал с портретами польских королей.                           Большой бальный зал.                        


Самая известная варшавская картина Каналетто, 1770 год: панорама города со стороны Вислы, в центре Королевский дворец с характерной башней. Из коллекции дворца.

Сиренка



В стародавние легендарные времена на берегах Вислы густые пущи росли в среднем её течении. Заблудился в них молодой князь на охоте, всю ночь плутал, а тихим ранним утром вдруг услышал меж деревьями человеческий голос, зовущий: “Варс!.. Сава!..” Двинулся он на голос и выехал на поляну на склоне к большой реке. Стояла избушка, а внизу рыбак в светлой льняной одежде, как из школьного учебника славянской истории, кликал по именам своих сына и дочь: “Варс!.. Сава!..” Накормили они, обогрели князя. И решил он основать там город, назвав его по двум именам, которые вывели его из беды.
        Сегодня эта история признана чистой легендой, хотя тысячу лет тому назад у полян действительно существовали имена Варс и Сава. Наиболее вероятным происхождением названия Варшавы является то, что стоявшим здесь первым рыбацким поселением владел некий Варс. Старая форма притяжательного родительного падежа от Варс - Варсова деревня (как Пётр - град Петров), и Варсова (по-польски ударение на “o”) постепенно стало Варшавой.
        Ещё в легендах в водах Вислы живёт у варшавских берегов Сиренка. Когда лиха беда приходит, она подимается из вислинских вод с мечом и считом, чтобы защитить город.

В апреле 1939 года на набережной Вислы в варшавском районе Повислье была открыта скульптура авторства известного варшавского скульптора Людвики Ницше - варшавская Сиренка, какою она выглядит на официальном городском гербе. Лицо скульптуры является портретом двадцатипятилетней тогда поэтессы Кристины Крахельской (1914-1944) - кресовянки, родившейся в семейном имении на берегу реки Щары в Полесье и заканчивавшей в 1939 году Варшавский университет. Кристина была исключительно одарённым человеком, её первые опубликованные стихи написаны в возрасте четырнадцати лет, она прекрасно пела, выступая с народными песнями разных районов Кресов по польскому радио. Активно действовала в Союзе польских скаутов. Во время войны была в АК, написала многие популярные песни Польского движения сопротивления, доныне исполняемые. 1 августа 1944 года, в первый час первого дня Варшавского восстания, стараясь оттащить по мостовой раненного товарища, сама сметрельно ранена и умирает на следующий день. Её имя носят улицы, школы и женские скаутские дружины.
        Скульптура Сиренки стала также самым известным памятником Кристине Крахельской. Скульптор Лидвика Ницше прожила девятносто девять лет. О своей Сиренке она пишет: “Кристина мне позировала, но лицо выполнено более монументальным - Крыся не хотела быть сразу узнаваемой для тех, кто увидит её на улице. А ходила она по варшавским улицам обычная, высокая, светящаяся улыбкой внутренней молодой радости и силы, готовая на всё, что честное, справедливое и прекрасное”.
        Удивительно яркое и меткое описание ТОГО уже почти полностью ушедшего поколения.


                 

Кристина Крахельская                          Сиренка на берегу Вислы, хранящая Варшаву.

Продолжение в  [2].



Кристина Крахельская, Варшава, Зигмунт Третий, Речь Посполитая

Previous post Next post
Up