…Масква была ледзь вёскай скромнай… Cардэчны паклон Дарагiм Братам Лiтвiнам

Mar 04, 2010 19:36



Сердечный поклон Дорогим Братьям Литвинам. А в начале заголовкa строчка взята из первой главы “Нашей древней столицы”:

…Такие были города

Руси лесистой и огромной.

Столицей Киев был тогда.

Москва была деревней скромной…

Городами были Ростов (впоследствии Великий), Владимир, Суздаль, Муром. А далеко за полями, за лугами, за зелёными лесами, за которые солнце заходит, за густыми пущами великий князь Миндовг строил башни и стены нового тогда города Новогрудока, первой столицы будущего славного и удивительного Великого Княжества Литовского, которому общими силами в широком кругу друзей пытаемся продолжать cлужить по сей день - в последнее время под нарастающие звуки полонеза, гукi паланэзу, dźwięki poloneza.

В почтовом ящике по возвращении из-за моря ждала меня открытка более чем знаменательная.



От кого:

МГА “Гiсторыка”

Менск 220030 (з нумарам a/с)

Вялiкае Княства Лiтоўскае

Кому:

Юлиану Бельскому

Новый Арбат (с домом и квартирой)

Москва 119019

Владимиро-Суздальское Княжество

Так я наконец-то уяснил точно, где живу.

Столицей Киев был тогда. Москва была деревней скромной.

Да будет вольнó мне, москвичу, сказать не в обиду другим москвичам, что почта в нашем городе иногда творит чудеса. Третьего марта пришла открытка, посланная к Рождеству. Зато пришла она прямо к празднику Казюков. Есть такой праздник Святого Казимира (4 марта), доныне чтимый в Вильно, а за ним по всему Великому Княжеству Литовскому, когда проходят весёлые ярмарки, отпускаются грехи, а в славном городе Сморгонь, который Смаргонь, Смургонi, Smorgonie, и не только там продаются традиционные баранки, о чём нам сообщает в праздник и с чем нас поздравляет (кажется, в том числе с университетсткой кафедры) уважаемый пан Деметриус:
         http://pan-demetrius.livejournal.com/63331.html
         Коль скоро речь о Литве и баранках, то стоит упомянуть, что русские баранки происходят не от баранов, а от старо-литовских обварёнок, которые по-белорусски абваранкi, по-польски obwarzanki: обваривали их в кипящей воде или масле. Пока дошли до града Москвы, абваранки для простоты произношения превратились в баранки.

А открытка из Великого Княжества Литовского во Княжество Владимиро-Суздальское года Господня 2010 от Р.Х. имела следующее содержание:

Вiншуем Пана Юльяна

З Раством Хрыстовым й Новым годам.

Хай у iм сустрэне Ласка Пана

Абудзiць Дух Лiтвы й народа.

По-белорусски это четверостишие. Буквально -

Поздравляет пана Юлиана

С Рождеством Христовым и Новым годом.

Пусть в нём встретится Милость Господня

Пробудить Дух Литвы и народа.

В нём - это в Новом году или в Юлиане? Не исключено, что и там, и там.

Отправитель более чем интересен. На дворе за окошком в жилом районе Минска снег и двадцать первый век. Через форточку первого этажа прыгает белая кошка Боня - Бона з форткi, и.о. Бона Сфорца; улыбнитесь, братья литвины. В гостиной на стенах классические символы Великого Княжества. В другой комнате народ лет по девятнадцать - двадцать с небольшим: кто в кресле, кто на диване, кто на полу в живописной позе Венеры, джинсах и мягких тапочках. Сидящий в кресле вслух читает белорусские стихи; а в другой раз рассказ Короткевича. И молодёжь собралась именно ради этого: послушать, как читают вслух родную литературу. Потом подаётся чай и обсуждаются планы очередного бала. Двадцать первый век?

Руководит не кто-нибудь. Во главе - Яго Вялiкасць Кароль i Вялiкi Князь, Его Величество Король и Великий князь. Вот так. Но вчера по обоим его телефонам я его не застал, хотел поблагодарить за открытку. Разговаривал с исполнительным директором (некоторое смещение стилей времён), просил передать благодарность и приветы.

Вы знаете это общество, что из княжества в княжество открытки пишет?

В первую очередь белорусскоговорящим -
         http://historyka.swisshost.by/

Это Молодёжное общественное объединение “Historica”, отсюда заглавное “аш” на флаге над башней замка слева. А справа - башня замка в Любче, собственными руками поднятая из руин братьями Гicторыкамi.

“Баль у гонар Агiнскага”, который на данный момент внизу странички, это Бал в честь князя Михаила Клеофаса Огинского. Под его дошедшие до нас двадцать четыре полонеза ведутся старания служить идеалам Великого Княжества Литовского, в чём далеко на востоке, во Владимиро-Суздальском Княжестве, тоже стараются не забывать и участвовать в скромной Москве. О том бале не только белорусскоговорящим, но и всем -
         http://www.nn.by/index.php?c=ar&i=30410
Кажется, братство вошло во вкус, и если я правильно понял вчера исполнительного директора Кирилла, до следующего бала в день рождения князя Михала Клеофаса будет как минимум ещё один, а может быть и два. Лиха беда начало. Так что присоединяйтесь; это двадцать первый век - такой, каким мы хотим, чтобы был.

Искреннее и сердечное спасибо Братьям Литвинам за память и пожелания. Стараемся. В том числе, чтобы и Москва не отставала. Уже готовы гербы на хоругвях, и через полтора месяца предстоит им являться на улице Поварской. Среди шести исторических гербов - и белый скачущий рыцарь летящей Погони, и похожий на него серебряный московский Георгий Победоносец. О, вы, Духи Литвы, вспоможенствуйте, чтобы всё удалось! Но это отдельная тема.

Не думал, что я буду так радоваться, получив открытку в град Москву во Владимиро-Суздальском Княжестве. Книга “Наша древняя столица” Наталии Петровны Кончаловской знакома мне с дошкольного возраста.

…Давай займёмся стариной!

Представь себе, читатель мой,

Что там, где столько крыш вдали,

Огромный лес стоял когда-то,

Дубы могучие росли,

Шумели липы в три обхвата,

Полянки вместо площадей,

А вместо улиц - перелоги,

И стаи диких лебедей,

И рёв медведицы в берлоге,

И на заре на водопой,

Где плещет свежесть ключевая,

Шли лоси узкою тропой,

Рогами сучья задевая…

Текла река в лесах, в лугах,

Ладьи скользили по теченью,

А на высоких берегах

Виднелись тут и там селенья.

Славянский люд в них проживал

С десятого, быть может, века,

Тот люд Москвою называл

Глубокую, большую реку.

Природы щедрые дары

Ценить уже умели люди.

Для них заботливо бобры

Вели хозяйство на запруде.

Для них копили пчёлы мёд,

Растила птиц трава густая,

В глубинах москворецких вод

Икру метала рыбья стая.

Они пасли в лугах стада,

Пахали землю под пшеницу,

Купцам сбывали в города

И лён, и воск, и мёд, и птицу.

Из года в год богатый сбыт

Мехам бобра, медвежьим шкурам.

Водой и сушей путь открыт

В Ростов, Владимир, Суздаль, Муром.

Всё это были города

Руси лесистой и огромной.

Столицей Киев был тогда,

Была Москва деревней скромной.

Но коль скоро рядом белый летящий рыцарь Погони, то сразу же после Москвы и Наталии Кончаловской - Адам Мицкевич и другой город, никак не менее славный.

Князей литовских ты ровесница, дубрава,

Понар и Свитези, и Кушелева слава!

Когда-то отдыхать любили в чаще дикой

Витенис и Миндовг, и Гедимин великий.

Однажды Гедимин охотился в Понарах.

На шкуру он прилёг в тени деревьев старых

И песней тешился искусного Лиздейки,

И убаюкан был журчанием Вилейки.

Железный волк ему приснился в сновиденье.

И понял Гедимин ночное откровенье:

Он Вильно основал! В непроходимых чащах

Так город-крепость встал среди зверей рычащих.

В оригинале буквально -

…А пробудившись, по указу богов несомненному,

Основал город Вильно!..

…A zbudzony, za bogów rozkazem wyraźnym

Zbudował miasto Wilno!..

*     *     *

Слава русской стороне,

Слава русской старине!

И -

Здесь жил Мицкевич. Как молитва,

Звучит пленительное: Litwo,

Ojczyzno moja. Словно море,

Накатывается: O Litwo,

Ojczyznо moja.

З сьвятам Казюкoў! С праздником Казюков! Wesołych Kaziuków!

Москва, Наталья Кончаловская, Великое Княжество Литовское, Гiсторыка, Мицкевич

Previous post Next post
Up