Leave a comment

stary_kresowiak April 19 2020, 19:45:27 UTC
Большое спасибо за сердечные слова. Я прочитал обе Ваши ссылки. По поводу второй - после полёта Валентины Владимировны Терешковой в очень популярном тогда в Польше женском эстрадном ансамбле возникла песня "Твист Валентины" (нажать), благо танец твист быстро шёл тогда вверх по популярности. Пан Твардовский - герой польских легенд, в какой-то мере соответствует доктору Фаусту, но в отличие от немецкого Фауста окончательно поселяется на Луне. Песня стала невероятно популярной, это год моей младшей группы в детском саду, а я помню её прекрасно. Ниже подстрочный перевод, затем исполнение.

ВАЛЕНТИНЫ ТВИСТ

Пан Твардовкий с высоты восклицает:
"Браво, Валя, бис!"
И исполнил Вале из лунной дали
"Валентины твист".

Валентина, о, Валентина!
Уже мир звёзд её хорошо знает.
Были цветы для Гагарина,
А Валентине твист подарен.
Валентина, о, Валентина!
Она первая с мире Вселенной Мисс.
Её именем поэтому назван
Новейший "Валентины твист".

Может, на старой Луне найдётся гитара,
И тогда тебе придёт письмо,
Чтобы ты прилетела и спела
"Валентины твист".

Валентина, о, Валентина!
Уже мир её звёзд хорошо знает.
Были цветы для Гагарина,
А Валентине твист подарен.
Валентина, о, Валентина!
Она первая с мире Вселенной Мисс.
Её именем поэтому назван
Новейший "Валентины твист".

Reply

turova_varvara April 19 2020, 20:22:14 UTC
Спасибо, что напомнили эту песню. Мелодия очень знакомая, а слов я, видимо, и раньше не знала. Интересно и про пана Твардовского.

Reply

stary_kresowiak April 19 2020, 21:22:19 UTC
      В предыдущем своём комментарии, как вижу, я не вписал название ансамбля: "Филипинки". Песня написана на слова очень плодовитого польского автора текстов песен для эстрады и кино Владимира Патушинского. Музыка Яна Яниковского. Поскольку моё детство проходило то в Варшаве, то в Москве, я помню, как эту песню исполняла по-польски, с акцентом, также Эдита Пьеха.
      Ян Твардовский - изначально реальная личность, чернокнижник, жил во второй половине шестнадцатого века. Одним из наиболее известных его достижений был вызов духа королевы Барбары, она умерла в возрасте двадцати девяти лет. Овдовевший король Зигмунт Август от горя шёл за траурной процессией из Кракова в Вильно (её предсмертная просьба о погребении в родном городе) восемьсот нынешних километров пешком. В Вильно после похорон пан Твардовский каким-то образом дал увидеть королю дух покойной, но это занятие прекратили, чтобы король не сошёл с ума. Занимался пан Твардовский также телескопом. Что с ним стало спустя годы - неизвестно; известно, что пропал. И начались легенды.

Reply

turova_varvara April 20 2020, 06:17:07 UTC
Видимо, в детстве я и слышала эту песню в исполнении Эдиты Пьехи.
Конечно, такая загадочная личность как пан Твардовский не могла не спровоцировать легенды. Но поселить его на Луну... очень экстремально.)

Reply

stary_kresowiak April 23 2020, 14:00:34 UTC
Кажется, я могу больше рассказать о чернокнижниках, чем освоении космоса.

Общая черта пана Твардовского и доктора Фауста - оба продали душу сатане. Но в отличии от доктора Фауста пан Твардовский в польской традиции фигура не столь драматическая, зато явно свойская. Он шляхтич не чуждый веселью и чаше.
      Реальный Ян Твардовский может быть тождественен немецкому чернокнижнику Иоганну Харту, который тоже жил в XVI веке, и существуют свидетельства о его появлениях в Польше. Имени Johann соответствует польское Jan, а прилагательное hart, твёрдый, по-польски twardy. Ян Твардовский вращался в основном в столичном тогда Кракове. Вызов духа королевы Барбары имел место либо в Вильно сразу после её похорон, либо по возвращении в Краков. В XIX веке были найдены письменные свидетельства, что в Великом Княжестве Литовском видели немую крестьянскую девушку, очень похожую на королеву Барбару, поэтому не исключено, что у пана Твардовского она и была вызванным духом. В любом случае есть картина польского художника Войчеха Герсона "Явление духа королевы Барбары". Король Зигмунт Август воздевает руки, а пан Твардовский у его ног занят поддержанием поднимающегося дыма.



Ещё у пана Твардовского было зеркало, исполнявшее ту же роль, что у Пушкина "ну-ка, зеркальце, скажи и всю правду доложи". Это зеркало примерно метровой высоты из сплава серебра и золота находится с конца XVII века в базилике города Венгрова (это название: Венгров) в центральной Польше. То, что это зеркало бывало при краковском дворе Зигмунта Августа доказано по документам моим отчимом, польским историком. С прибытием зеркала в венгровскую базилику на его раме выгравировали на латыни: "Этим зеркалом играл в магические игры пан Твардовский, а теперь оно служит Богу". В XVIII веке зеркало уже не отражало. А в начале XX века бывавший в Царстве Польском русский историк Пантелей Иванович Юрьев обнаружил, что на зеркале находятся мельчайшие надрезы, с помощью которых при падении на зеркало под определенным углом яркого света и его отражении появлялся в солнечном зайчике на стене человеческий силуэт.

Следы Яна Твардовского теряются незадолго до смерти короля Зигмунта Августа, который умер в 1572 году: пан Твардовский перестал являться на королевские призывы. А спустя несколько лет появляются первые известные записи о нём, как продавшем душу сатане и отбывшем на Луну. Луна, вероятно, потому, что среди разнообразного инвентаря пана Твардовского больше всего обращал на себя внимание телескоп. С течением времени вести гласили, что, договариваясь с сатаною о продаже ему души за получение особых способностей, пан Твардовский торговался хорош, и выторговал, что исполнение договора может состояться только в Риме, куда он совершенно не собирался. Пришло время, и новый друг пана Твардовского, хороший душевный человек, пригласил его в корчму, а загодя на всякий-всякий случай заплатил хозяину, чтобы тот снял вывеску. В корчме за беседой друг открылся, что он вообще-то мефистофель, и назначенный срок пришёл, пора. Пан Твардовский стал твердить про Рим, на что друг явил свой истинный сатанинский лик, сорвал с двери портьеру, а на ней - многократно вышитое: Корчма "Рим". На картине Михаила Эльвиро Андриолли, изумительного вильнянина, мефистофель указует на вышитое на портьере название. Пан Твардовский в краковской конфедератке с пёрышком, а мефистофелев перст даёт лучик фонарика-указки:



Лошадь пана Твардовского была ещё не готова к дальнему пути, поэтому он отбыл на бродившем по двору корчмы петухе.



Следуя по небу, пан Твардовский от впечатлений стал читать христианские молитвы, что вызвало понятную реакцию спутника. Сошлись на том, что тот оставит его на Луне без права покидания. С тех пор он там и живёт, и в 1963 году даже обращался к Валентине Терешковой после её полёта мелодией модного тогда твиста.


Reply

turova_varvara April 23 2020, 21:00:09 UTC
Спасибо огромное за этот экскурс в совершенно новую для меня историю, да ещё с такими красочными иллюстрациями. Картине Андриолли веришь безоговорочно: сценка будто выхвачена из повседневной, реальной жизни. С зеркалом необычайно остроумно придумано.

Reply

stary_kresowiak April 24 2020, 23:53:32 UTC
Польская история тем, в частности, хороша для узнающих её извне, что с одной стороны она по значимости и богатству не ниже среднего европейского ранга, а с другой достаточно мало известна. Я же, как Вы видите, совершенно в неё влюблён.

Reply


Leave a comment

Up