The Limits of Control (2009) реж. Джим Джармуш
Я никого тут не собираюсь обманывать. В плане понимания Джармуша я являюсь, не скрою, неофитом, хотя видел у него не только «Мертвеца». Говорю сразу (надеюсь, прямоту оцЕните): мне не нравится «Мертвец» и я не понимаю «Пса-Призрака». «Кофе и сигареты» мне очень понравились, но теперь моим любимым Джармушем станут, конечно же, «Предел(ы) контроля».
Насколько я понимаю, «Пределы» для Джима как «Старики» для Коэнов - большой такой цветной путеводитель по его миру, в меру издевательски ироничный по отношению к самому себе. Судите сами: еще один темнокожий самурай, немногословный и крайне собранный, питающийся, судя по всему, исключительно маленькими клочками бумаги с двумя эспрессо (иногда позволяющий себе кусочки груши), делающий по утрам нелепую зарядку, скорее больше душой, чем телом, совершает некое путешествие с неясной целью, конечной остановкой которого оказывается переход в качественно иное состояние. И даже если весь фильм от начала до конца есть просто самопародия и суть многозначительная пустота - он от этого хуже не становится.
Что ж, давайте примем правила игры, предложенные Джимом, и попытаемся собрать эту головоломку по кусочкам. Хотя понятно, что однозначной и четкой логики у Джима специально сюда не заложено, и полностью ясную картину мы не создадим.
Разбираем в рамках трактовки «Культура против Коммерции».
Итак, у нас некий абстрактно-аллегорический сюжет, как некоего киллера наняли выполнить одно дело. Первые кого он встречает - это двое философов. Ну, или философа с переводчиком. Следующий связной - классическая Музыка в лице Луиса Тосара. После него он встречается с Суинтон, олицетворяющей (ретро-) Кино. В номере у него поселяется голая Пас де ла Уэрта, которую я поначалу принял за Живопись, так как она принимала на кровати позы как на старинных картинах с обнаженной натурой. Но Живописью окажется Джон Херт, а де ла Уэрта, как выяснится, помогает «заговорщикам» из корыстных побуждений. Но при этом почему-то она повсюду будет следовать за Одиночкой и станет жертвой врагов «заговорщиков». Так кем она была? Предполагаю, о ней говорила героиня Йоуки Кудо (аз есмь Наука, судя по всему), когда сказала, что среди них есть те, кто не с ними. Не с ними еще оказался Берналь, который помог с водителем только за красивую старинную гитару, струной от которой впоследствии был задушен Билл Мюррей. Спрашивается: та женщина-водитель сама никак не могла встретиться с Одиночкой, без посредников? И кто она сама такая?
Еще интересный момент был, когда японка в поезде сказала ему ждать три дня, после чего он должен был увидеть некий «хлеб». На третий день пребывания в Севилье на дверях своего конспиративного жилища он увидел пакет с какими-то вареными початками внутри, что дало ему понять, что пора идти на встречу со связным. Что это были за початки? Разве это такой хлеб?
А обратили вы еще внимание, что каждый из связных наливал или хотел выпить стакан воды, но не выпивал. Почему?
И таких вопросов до фига и больше. Что думаете? :-)
Бонус. Новый (для меня) невзаимный френд
vanslon собрал у себя
отличную подборку рецензий на «Пределы контроля».