О домашнем образовании

Jan 14, 2016 22:24

Вот еще пример не самого удачного текста, написанного, "чтобы уж об этом написать наконец". Я на днях разбирала старые тетради и нашла страничку с планом "что написать про домашнее образование". Там и про Коменского было, который на современные глаза местами жутковат; и про результаты Пизы; и про то, что при домашнем образовании можно подстраиваться под ребенка и разные предметы учить на разных уровнях, в чем-то опережать на год, в чем-то отставать; и про то, что школа устроена так, что ты можешь быть успешен только на фоне других; и про то, что всякие современные тенденции вроде "образования в течение всей жизни" гораздо естественнее прививаются при домашнем образовании, чем при традиционном. Про все это я благополучно забыла, когда писала. Теперь уж что есть, то есть.


Два года, в третьем и четвертом классе, я учила своего младшего сына Петьку дома. Меня не раз просили написать про домашнее обучение. Это было уже десять лет назад, многое изменилось и многое я позабыла, но о главном скажу.

Самое важное - домашнее образование существует, и оно разрешено в России. Не во всех странах, кстати, оно разрешено: в Финляндии учить детей дома вполне себе можно, а в Швеции нельзя. Процедуры аттестации стандартные, и если вдруг школа не знает, что как положено, местный отдел образования знает точно. Часто родители, которые хотели бы забрать ребенка из школы, не видят вокруг себя анскулеров и боятся стать маргиналами. В какой-то степени они, конечно, ими станут: им придется регулярно объясняться с окружающими на тему «почему ребенок не в школе». Но ответы быстро начинают отлетать от зубов, а сообщество анскулеров за последние десять лет стало большим и разнообразным, достаточно просто залезть в интернет.

Любимый вопрос и любимый страх, связанный с нешкольным образованием - «а как же социализация?» Честно говоря, я никогда не видела логики в этом вопросе. Все люди вокруг нас учились в школе, просто все: и те, кто боится быть в центре внимания, и те, у кого нет друзей, и те, кому не удается завести семью, и пьяницы, и агрессивные водители. Если ребенку в школе хорошо, это хорошо влияет на его жизнь. Если ребенку в школе плохо, это плохо влияет на его жизнь. Какой смысл продолжать то, что плохо?

Статистика, кстати, говорит, что дети, не ходившие в школу, оказываются социализированы лучше: они свободнее, самостоятельнее, у них меньше страхов, они легче общаются. Довольно естественный результат, по-моему.

Идеальный вариант анскулинга - это родительская кооперация, когда несколько семей объединяются, чтобы учить детей, и каждый учит тому, в чем сам силен. Часто при этом родители рассказывают, чем занимаются на работе, водят туда детей, позволяют им принимать участие, в чем можно. Одна из главных прелестей такого обучения в том, что ребенок сталкивается с реальными задачами, а не с условными непонятно каким боком к жизни приделанными моделями, как это часто бывает в школе. Домашнее образование вообще, как правило, более осмысленное: кто же станет заставлять своего ребенка зубрить очевидную фигню.

Если такая счастливая кооперация не складывается (а найти себе товарищей по счастью, напомню, можно в интернете), лучше нанять учителя (учителей). Это не касается младшей школы, где мамы (или любого заинтересованного родственника) вполне достаточно. Конечно, в большом городе сейчас удивительное количество возможностей учить ребенка хорошему. И хороших интернет-курсов стало столько, что все их не освоить. Но быть ребенку родителем и одновременно учителем по всем предметам школьной программы - это вызов для супергероев. Тяжко быть ребенком супергероя.

Важно сказать, что я забрала сына из Очень Хорошей Школы. И от хорошей учительницы. На это было непросто решиться. Но я ни разу не пожалела.

На этом связный текст закончился, очень хочется спать. Задавайте вопросы.
P.S. Знаете ли вы, что Роулинг на вопрос, как учились дети волшебников до Хогвартса, ответила, что они были на домашнем обучении?

Фейсбук, декабрь 2015

из фейсбука, школа

Previous post Next post
Up