Мексика

Dec 17, 2015 20:00

Зимой этого года мы ездили в Мексику. Соберу записи про нее в пару постов.

* * *

Два самых сильных впечатления сегодняшнего дня
1. Я узнала настоящий смысл выражения "рульная чика". Узнала и иззавидовалась: у нашего огромного двухэтажного трансатлантического "Боинга" был не пилот, а пилотка. Повторяю для тех, кто в танке: здоровущий пассажирский лайнер вела через океан тетка, чика, чикса. Респект "Люфтганзе".

2. В Мексике 77% населения католики, 6 -- протестанты, 14 -- "местные верования". И три процента атеистов. 60% -- метисы, 30% -- индейцы, 9% -- "белые", эмигранты-европейцы, 1% -- все прочие. Пытаюсь осознать.

* * *

О сексизме
Пару месяцев назад в Мехико приняли закон, что выписывать штрафы водителям могут только полицейские-женщины. Потому что считается, что женщины честнее и принципиальнее и им не так просто всучить взятку.

* * *

Классика мексиканской литературы

Зашли вчера в книжный магазин с вопросом, нет ли аудиокниги с "Гарри Поттером" по-испански. Такой у меня своеобразный способ учить иностранные языки -- через "Поттера", заслушанного по-английски до дыр в ушах всех домашних включая пса благодаря соблазнительному чтению Стивена Фрая.

"Нет, -- ответили в магазине, -- у нас только классика, "Преступление и назазание", например".


Сегодня днем мы зашли в другой книжный, побольше и повыпендрежней. "Поттера" нет, -- сказал продавец, -- но зато есть классика -- например, "Идиот".

Вечером мы дошли до самого большого самого центрального книжного. "Нет, "Поттера" нету, -- извинился продавец. -- А вы не хотите послушать классику? У нас есть "Братья Карамазовы"!"

Нет уж, спасибо, я лучше музыку послушаю.

* * *

Февральские заметки о местном колорите

В России есть специальные машины, убирающие снег. В Мексике есть специальные машины, срезающие с деревьев кокосы. Чтобы они не поубивали прохожих и не побили личный транспорт. Мексиканские коммунальные службы патрулируют на таких машинах улицы.

В ранний час зимнего утра, когда московский дворник с чувством скребет тротуар, пытась добраться до асфальта, его канкунский коллега собирает водоросли на белом песочке пляжа. Красивые водоросли, с листиками и ягодками, похожие на ветки куста.

Растения, которые сейчас у нас хиреют и жухнут в своих горшках от недостатка света и тепла, растут здесь на улицах и выглядат жирными и нахальными. Бордюрчик рядом с шоссе из "тещиных языков". Вдоль дорожки на пляж растет сначала аспарагус, потом алоэ, потом что-то ворсистое с красными длинными и ломкими листьями, чему я никогда не знала названия. Молчу уже, что всякие монстеры и прочие большелистные растения с примкнувшими к ним кактусами превращаются здесь в деревья.

Видела сегодня на пляже пеликанов. Сначала решила, что это два черных дракона кружат над моей беззащитной прыгающей на волнах головой. Было страшновато. Ну и символ у вас, товарищи педагоги.

По дороге с пляжа встретила ящерицу. Они здесь во всех углах, вроде местной стаи бездомных собак. И такие же недоверчивые. Но эта была такая большая, что я сначала приняла ее за небольшого крокодила.

* * *

Мехико

Мы подлетали к Мехико вечером. Казалось, что под нами море золотого песка. Каждый фонарь -- песчинка. Никаких световых линий, никакой системы -- бескрайний муравейник.

Это потом мы узнали, что официальный город окружен огромным кольцом большого Мехико -- самозахваченных земель, на которых стоят хибары, построенные из чего бог послал. Там нет ни адресов, ни электричества, ни воды (по крайней мере, официально). И живут там люди, приехавшие в Мехико на заработки. Правительство их не разгоняет, но и проблемы с жильем решить не может. Сколько-то времени назад в эти районы привезли цистерны с краской разного цвета, чтобы каждый покрасил свой дом в любимый цвет. И теперь это гетто -- самая яркая часть Мехико, а его фотография входит в джентльменский набор туристических видов города.

Цельное впечатление о городе не сложилось: не хватило времени потоптать улицы ногами, заблудиться, пообщаться с местными жителями вне туристического контекста. Остались в памяти отдельные картины.

Огромная центральная площадь, Сокало, третья по размеру площадь в мире после главной пекинской и главной московской. На площади, как водится, кафедральный собор, который строился три века, огромный и покосившийся на бок. Ацтекский город Теночтитлан, который испанцы разрушили, чтобы построить на его месте Мехико, стоял на озере. Завоеватели, как все завоеватели, решили, что и природа им покорится, и поэтому озеро засыпали. И вот уже пять веков в центре города нет ни одного ровно стоящего здания: все кренятся на бок и медленно уплывают под землю.

Рядом с собором еще одна церковь, поменьше, с резным, как будто из дерева, фасадом. Такие вот затейливые, напоминающие море в барашках или свадебный, в розочках и ленточках, торт, фасады -- фирменный знак Мехико. Такой стиль называется чурригереско, в честь Чурригеры, испанского архитектора, который, кажется, в Мексике вовсе не бывал.

За углом недавно и случайно откопанные руины ацтекского храма, археологическая зона. Пятьдесят метров, отделяющие ее от главной площади, заполнены орущими мальчишками, предлагающими еду и питье. (Нас сразу предупредили, что переварить без ущерба для здоровья местную уличную еду способны только аборигены. Еще бы, они едят столько перца, что ни один эхинококк не выживет!) Платный туалет на этой же улочке -- в самом центре -- маленький и грязный, с дверцами по пояс и видом из женского туалета в мужской.

Мы очень много ездили по Мехико на машине. Бесконечные разноуровневые магистрали, платные и бесплатные, отбойники, разрисованные лианами туннели, фирменный местный стиль езды (перестроение без сигнала поворотником), светящийся в темноте многоэтажный спортзал, в каждой клеточке которого машут руками и ногами, овальная и тенистая авеню Амстердам, по которой едешь, как по дну аквариума, -- кажется, все это будет мне долго сниться.

Рынок меня поразил. Мне казалось, в Москве есть все. Оказалось, не все. Вышивка и ткачество просто сказочные! Украшения из серебра и камней (я влюбилась в ожерелье из кораллов, сделанное в виде маленьких перчиков, нанизанных на нитку), знаменитые мексиканские гамаки, фигурки фантастических зверей... Редкий случай, когда я жалела, что я не миллионерша.

С нашим прекрасным мексиканским однокурсником Иваном и его женой Нормой мы ели в одном из самых зачетных ресторанов. Он огромный, со стеклянными стенами, через которые видно улицы и кухню, неявным дресс-кодом (все мужчины в костюмах или, в крайнем случае, светлых рубашках) и очень шумный! Норма сказала, что в Москве (где она учится) ей всегда не хватает этого обычного для Мексики ресторанного гомона. Слишком тихие у нас рестораны, товарищи!

В Мехико есть районы кондоминиумов -- огромных, современных, с ванной, гостинной, фонтаном и садом, -- есть такие же огромные, комфортные, прохладные и светлые торговые центры, отличающиеся от наших блаженной малолюдностью, -- а есть районы хибарок и лачужек, сооруженных, кажется из картона, с вечным запахом дешевого масла, отваливающейся штукатуркой и кучами мусора. Все как везде. Но в Мехико на каждом углу, даже самом грязном, -- тем более самом грязном -- есть маленькие алтарики с фигурками святых.

Фейсбук, январь-февраль 2015

где нас нет, Мексика, из фейсбука

Previous post Next post
Up