Параллели между йога-сутрами Патанджали и Бхагавад Гитой

Apr 16, 2020 17:36





Столкнулась с интересным текстом, рассматривающим метафоричность Бхагавад Гиты (созданной примерно в конце I тысячелетия до н.э. и являющейся квинтэссенцией великой «Махабхараты») в контексте йога-сутр мудреца Патанджали (примерно II век до н.э.). Если вы читали и то, и другое, то приведенные параллели, возможно, помогут пролить свет на оба памятника древнеиндийской мысли.



Патанджали дал формулировки физических, психических и духовных законов и изложил эту Божественную песню языком конкретных метафизических терминов в своих знаменитых Йога-сутрах. Он поставил перед собой задачу описать само сердце йоги, применение которой предоставляет искателю духовности практические средства богопознания. Что касается человека, познавшего Бога, то он путем интуитивного Самоосознания разбирается в хитросплетениях проявлений феноменального мира. В отличие от Гиты, описывающей процесс богопознания аллегорически, Патанджали излагает теорию единения души с недифференцированным Духом столь четко, понятно и красиво, что уже много веков ученые признают его главным авторитетом в области йоги.

Разобравшись, какое отношение имеет каждый из воинов, упомянутых в стихах Бхагавад Гиты, к описанной в Йога-сутрах Патанджали практике йоги, мы сразу же поймем, о чем на самом деле идет речь в Гите. Соответствия следует искать, имея в виду символической смысл имен метафизических воинов, а также их роль в Махабхарате.

В стихах 4-6 Гиты царь Желание (Дурьодхана) перечисляет своему наставнику Привычке (Дроне) имена выстроившихся в боевом порядке духовных воинов цереброспинальных центров:

"Здесь герои, великие лучники, равные в бою Бхиме и Арджуне - опытные воины Ююдхана, Вирата и Друпада; могучий Дхриштакету, Чекитана и Кашираджа; Пуруджит, виднейший из людей; Кунтибходжа и Шайбья; мужественный Юдхаманью, доблестный Уттамауджа, сын Субхадры и сыновья Драупади - все великие колесничие."

Эти метафизические воины, ставшие на сторону пяти Пандавов, суть духовные плоды практики йоги. Они вместе с Пандавами приходят на помощь йогу, ведущему борьбу со злобной армией низшего ума.

Дурьодхана назвал Ююдхану, Вирату, Друпаду, Дхриштакету, Чекитану, царя Каши (Кашираджу), Пуруджита, Кунтибходжу, Шайбью, Юдхаманью, Уттамауджу, сына Субхадры (Абхиманью) и пятерых сыновей Драупади. Их метафорическое значение будет объяснено согласно категориям, принятым в йоге Патанджали.

Патанджали начинает свои Йога-сутры (1:2) с определения: Йога - нейтрализация череды волн сознания (йогаs читта-вrтти-ниродхаh). Это предложение можно перевести также как Йога - устранение модификаций мыслевещества (читты). В Автобиографии йога я объяснил: Читта - это всеобъемлющий термин, относящийся к принципу мышления, включающему в себя прану (энергию жизни), манас (низший ум), ахамкару (эго) и буддхи (интуитивный интеллект). Вритти (вихри) - непрерывно вздымающиеся в человеческом сознании волны мыслей и эмоций, а ниродха - их нейтрализация, устранение, обуздание.

В следующей сутре Патанджали утверждает: Тогда зрящий пребывает в собственной природе (в своем Я). Под Я он имеет в виду истинное Я (душу). То есть йог достигает Самоосознания, единения души с Богом. В сутрах 1:20-21 сказано: [Достижению этой цели йоги] предшествует шраддха (религиозная преданность), вирья (витальный целибат), смрити (память), самадхи (единение с Богом во время медитации) и праджня (интеллект, распознающий истину). Желанная цель ближе всего к тем, кто наделен тивра-самвегой - божественным рвением (преданностью Богу и пылкой устремленностью к Нему - при крайнем безразличии к объектам чувств).

В этих сутрах мы обнаружим шестерых из перечня метафизических воинов, приготовившихся вступить в йогический бой за Самоосознание.

1. ЮЮДХАНА - ПРЕДАННОСТЬ БОГУ (ШРАДДХА)

Имя Ююдхана образовано от санскритского корня йудх (сражаться) и означает: Сражающийся ради своего благополучия. Его метафорическое определение таково: Йудхаm чаитанйа-пракãsайитум эшаnаh абхилашамãна ити - Тот, кто пылко стремится в бой за духовное сознание. Это активный принцип любви, призванной повернуть мир лицом к Богу. В каждом сердце скрыто стремление познать Бога, которое проявляется в искателе духовности как шраддха (божественная преданность). Она толкает искателя на духовные свершения и поддерживает его садхану (духовную практику). Слово шраддха часто переводят как вера, но правильнее было бы говорить о естественном тяготении сердца к своему Источнику, а веру рассматривать как часть этой тяги к божественности. Мир возник в результате отталкивания, ухода от Бога, он является экстериоризацией Духа (экстериоризация от лат. exterior - внешний - переход изнутри вовне. Противоположность - интериоризация). Но в материи скрыта сила влечения обратно: любовь к Богу, магнит, который в конечном счете притянет все мироздание назад к Всевышнему. Чем точнее верующий настраивается на этот магнит, тем больше сила притяжения и очевиднее очищающий эффект преданности йога Богу.

Ююдхана (Преданность Богу) сражается с безбожным дьявольским безверием и сомнением, которые пытаются разубедить искателя духовности и охладить его пыл.

2. УТТАМАУДЖА - ВИТАЛЬНЫЙ ЦЕЛИБАТ (ВИРЬЯ)

Буквальное значение имени Уттамауджа - Возвышенная доблесть. Слово вирья в Йога-сутрах обычно переводят как героизм или мужество. Однако в учении йоги термин вирья относится к мужскому семени. Если сперму не растрачивать в половых актах, а трансмутировать, она превращается в чистую витальную эссенцию, дарующую бесстрашие, физическую силу и жизненную энергию (женским эквивалентом спермы являются репродуктивные элементы, производящие яйцеклетки и формирующие из них живой организм. Йога учит, что в половом акте как мужчины, так и женщины расточают присутствующую в репродуктивных органах тонкоматериальную энергию жизни). Таким образом, слово уттамауджа (уттама - главный, высший + оджас - сила, энергия, крепость тела) можно перевести и как главная сила; высшая крепость тела. Отсюда метафорическое определение: Уттамам оджо йасйа са ити - Тот, чья сила - высшая (по количеству или качеству). Когда йог подчиняет себе витальную эссенцию, она становится важным источником его духовной силы и моральной стойкости.

Витальная эссенция, низший ум, дыхание и прана (энергия жизни, витальность) тесно взаимосвязаны. Обретя власть над чем-то одним, получаешь возможность контролировать и три других аспекта. Если человек с помощью техник йоги учится управлять всеми четырьмя силами, он быстро достигает высших состояний сознания.

Уттамауджа (Витальный Целибат) дает йогу свою энергию, чтобы тот победил силы желаний и привычной невоздержанности, освободив тем самым энергию жизни и позволив ей подняться от грубых удовольствий до божественного блаженства.

3. ЧЕКИТАНА - ДУХОВНАЯ ПАМЯТЬ (СМРИТИ)

Чекитана значит разумный (от санскритского корня чит - замечать, понимать, помнить). Метафорическое определение: Чикети джãнãти ити - [Тот, кто] постигает и помнит истинное знание, и чье восприятие чисто и сконцентрировано. У Патанджали слово смрити означает память (божественная и человеческая). Благодаря ей йог обращается к своей истинной природе, созданной по образу и подобию Бога. Когда в сознании человека зажигается свет этой памяти, она дает ему тот разум и ясное восприятие, которые освещают его путь.
Чекитана (Духовная Память) противостоит материальной иллюзии, заставляющей человека, позабыв о Боге, смотреть на себя как на смертное существо, ограниченное телом.

4. ВИРАТА - ЭКСТАЗ (САМАДХИ)

Когда Дурьодхана изгнал пятерых Пандавов из их царства, он поставил такое условие: двенадцать лет они должны были прожить в лесу, а тринадцатый год провести инкогнито - так, чтобы соглядатаи Дурьодханы их не нашли. В результате Пандавы прожили этот год под чужими именами при дворе царя Вираты. Смысл данной аллегории в том, что если телесное царство оккупировано материальными желаниями и привычками, то на очищение его от захватчиков потребуется двенадцать лет. Прежде чем праведные качества проницательности смогут вернуть себе царство, необходимо сначала обрести их в медитативном самадхи, а потом не терять в повседневной жизни. Когда способности распознания истины докажут свою силу, они будут готовы к метафизической битве за возвращение себе царства-тела. Таким образом, Вирата соответствует состоянию, которое Патанджали называет словом самадхи. Это единение с Богом, обретаемое йогом во время медитации, из которой он черпает духовную силу. Имя Вирата образовано от ви-рãдж - управлять; озарять. Приставка ви имеет значение разделения, противопоставления, и подразумевает отличие обычного правления от проявляемой в самадхи власти божественного сознания. Метафорическое определение: Виsешена ãтмани рãджате ити - Полностью погрузившийся во внутреннее Я. В самадхи человек становится просветленным и обретает божественную мудрость, которая и руководит его поступками.

Вирата (Самадхи - достигаемое в глубокой медитации состояние единства с Богом) обращает в бегство иллюзию, из-за которой душа, опустившись до уровня эго, полагается не на Единый Истинный Дух, а на многообразные формы материи, проявлениям которой присуща двойственность.

5. КАШИРАДЖА - ИНТЕЛЛЕКТ, РАСПОЗНАЮЩИЙ ИСТИНУ (ПРАДЖНЯ)

Слово кашираджа образовано из кãsи (сияющий, лучистый, блистательный) и рãдж (править, сиять); оно означает правящий при свете или блистательный правитель. Это свет, озаряющий то, что скрыто за поверхностной видимостью. Метафорическое определение: Падãртхãн кãsйан пракãsйан рãджате вибхãти ити - Тот, от чьего сияния загорается другое сияние (чтобы быть адекватно воспринятым). У Патанаджали этому союзнику Пандавов соответствует праджня (интеллект, распознающий истину; мудрость; озарение) - качество просветленного йога. Праджня не является интеллектом простого ученого, скованного логикой, рассудком и памятью; она проявляет божественные качества Высшего Знающего.
Кашираджа (Интеллект, распознающий истину) защищает йога от ловушек, расставленных коварными лазутчиками лживого умствования.

6. ДРУПАДА - ПОЛНОЕ БЕССТРАСТИЕ (ТИВРА-САМВЕГА)

В имени Друпада можно выделить два корня: дру (бежать, спешить) и пада (шаг). Метафорическое определение: Друтам падам йасйа са ити - Тот, чьи шаги быстры или поспешны. Имеется в виду человек, быстро развивающийся духовно. Здесь есть аналогия с использованным у Патанджали словосочетанием тивра-самвега, образованным от тiвра (сильный), сам (префикса, придающего глаголу значение совместного действия) и видж (спешить, торопиться). Словом самвега называют также рожденное горячей жаждой освобождения безразличие к мирским вещам. В других местах Бхагавадгиты бесстрастие и непривязанность к мирским объектам и заботам называется вайрагьей. Уже было процитировано высказывание Патанджали о том, что к цели йоги ближе всех находится обладающий тивра-самвегой (то есть, он быстрее других достигнет желанной цели). Полное бесстрастие не является угрюмым безразличием или пустым отречением. Значение слова скорее подразумевает наличие такой горячей устремленности к духовной цели (чувства, подталкивающего к физической и ментальной активности), что тяготение к миру растворяется во всепоглощающей жажде общения с Богом.

Друпада - Полное Бесстрастие (cловарное значение слова друпада - деревянный столб) поддерживает йога в борьбе с сильной армией материальных привязанностей, стремящихся увести его в сторону от духовной цели.

Восемь главных ступеней Раджа-йоги

Следующие союзники Пандавов олицетворяют собой йоганги - перечисленные в Йога-сутрах (2:29) звенья восьмизвенной йоги Патанджали: яма (запрет на аморальность), нияма (соблюдение религиозных предписаний), асана (правильное положение тела и контроль ума), пранаяма (управление энергией жизни - праной), пратьяхара (переориентация ума с внешнего мира на внутренний), дхарана (концентрация), дхьяна (медитация) и самадхи (единение с Богом). В связи с этим продолжим описание метафизических воинов.

7. ДХРИШТАКЕТУ - САМООГРАНИЧЕНИЕ (ЯМА)

Санскритский корень дхrш означает быть смелым, отважным, наступательным. Кету - глава, руководитель, а также яркость, ясность, разум, суждение. Метафорическое определение: Йена кетаваh ãпадаh дхrшйате анена ити - [Тот], чьим проницательным интеллектом трудности преодолены. Об объекте, на который направлена сила Дхриштакету, можно судить тоже по его имени: слово дrшта имеет еще одно значение - безнравственный. Дхриштакету выступает как воплощение той силы, которая имеет полное право отважно атаковать порочную склонность к аморальным поступкам. У Патанджали аналогом Дхриштакету будет яма (моральные требования). Первой ступенью восьмизвенной йоги является соблюдение заповедей: Не навреди, не солги, не укради, не прелюбодействуй, не будь стяжателем. Эти предписания, воспринятые в полном объеме, охватывают все поле морали. Выполняя данные предписания, йог избегает главных трудностей, которые могут остановить его продвижение по пути Самоосознания. Нарушение морального кодекса не только порождает проблемы в нынешней жизни, но и имеет долговременные кармические последствия, опутывающие нарушителя цепями страданий и смерти.

Дхриштакету (Самоограничение) воюет с желанием потакать поведению, противоречащему закону морали, и помогает нейтрализовать кармические последствия прошлых ошибок.

8. ШАЙБЬЯ - ВЕРНОСТЬ ОБЕТУ (НИЯМА)

Имя Шайбьи часто пишется как Шайвья (связанный с Шивой). Слово шива, в свою очередь, образовано от санскритского корня si (лежать, покоиться), а переводится оно как дружественный, добрый, благосклонный; счастье, благополучие. Метафорическое определение Шайбьи: sиваm маnгалаm тат-самбандхi-йам ити маnгаладãйакаm - Тот, кто твердо придерживается благого и благоприятного, дарующего благополучие. У Патанджали аналогом Шайбьи является нияма (соблюдение религиозных предписаний). Это верность духовным предписаниям, в число которых входит: чистота тела и ума, удовлетворенность, самодисциплина, самообучение<$FСамообучение (или самоизучение) - условный перевод санскритского термина свадхьяя (сва + адхйãйа), означающего изучение своего (относящегося к духовной традиции адепта) священного писания или изучение своего <169>Я<170>. - Прим. перев.> (созерцание) и преданность Богу.

Шайбья (Верность Обету) предоставляет в распоряжения йога армию духовной самодисциплины, обеспечивающей победу над батальонами порочного поведения и прошлой дурной кармы.

Яма-нияма - фундамент, на котором йог начинает строить свою духовную жизнь. Эти предписания и запреты приводят тело и ум в согласие с законами Природы, ведут к внутреннему и внешнему благополучию, счастью, а также усиливают привлекательность духовной практики для начинающего йога и делают его восприимчивым к принятию благословений от данной духовным учителем садханы.

9. КУНТИБХОДЖА - ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (АСАНА)

В имени Кунтибходжи бходжа - производное от бхудж (обладать, управлять). Кунтибходжа был приемным отцом Кунти. Метафорическое определение: Йена кунтиm кунã ãмантраnã даива-вибхuтi ãкаршикã sактиm бхунакти пãлайате йаh саh - Тот, кто является хозяином и покровителем духовной энергии (Кунти), посредством которой призываются и обретаются божественные силы. Кунти - супруга Панду, мать трех старших братьев Пандавов (Юдхиштхиры, Бхимы и Арджуны) и мачеха двойняшек Накулы и Сахадэвы. Пятеро Пандавов были рождены от богов благодаря способности Кунти призывать небожителей. Метафорически Кунти (от ку - взывать) представляет собой способность садхака (садхак - тот, кто занят садханой  - духовной практикой) призывать на помощь созидательную энергию жизни. Кунти (как и Друпада) является олицетворением безразличия к миру и устремленности к Богу, которая во время медитации направляет энергию жизни (обычно текущую наружу) внутрь. Когда энергия жизни и сознание подчинены Панду (буддхи - проницательному интеллекту), перед йогом проявляются таттвы - зачатые вселенскими созидательными силами элементы, которые Кунти рождает в тонкоматериальных центрах позвоночника.

В йоге Патанджали Кунтибходже соответствует асана (осанка, положение тела). Для принятия правильного положения йогу важно научиться управлять энергией жизни. Как Кунтибходжа усыновил и воспитал Кунти, так асана в процессе подготовки к пранаяме (управлению праной) - четвертой ступени восьмизвенного пути, поддерживает способность призывать божественную энергию жизни.

Асана требует, чтобы тело медитирующего находилось в правильном положении. Есть множество разных асан для медитации; главными являются следующие требования: тело выпрямлено, позвоночник перпендикулярен земле, а подбородок параллелен ей, плечи и грудь расправлены, живот втянут, глаза направлены на центр Кутастхи в межбровье (обычно достаточно просто слегка приподнять глаза к вверх). Тело должно оставаться ненапряженным, спокойным и неподвижным. Патанджали приводит характеристики правильно выполненной асаны: она неподвижная и удобная (Йога-сутры, 2:46). Благодаря асане обретается власть над телом и физическое спокойствие, что позволяет йогу, если требуется, непрерывно медитировать часами, не уставая.

Понятно, что асана является важным элементом подчинения себе энергии жизни: она способствует развитию внутреннего безразличия к запросам тела и углублению желания прибегнуть к помощи праны в деле обращения сознания ко внутреннему миру Духа.

От Кунтибходжи (Правильного Положения) исходит физическая и психическая умиротворенность, необходимая для борьбы с такими связанными с телом тенденциями, как лень, беспокойство и привязанность к плоти.

10. ЮДХАМАНЬЮ - ВЛАСТЬ НАД ПРАНОЙ (ПРАНАЯМА)

Имя Юдхаманью (йудх - сражаться, манйа - пыл, вдохновение) означает Сражающийся с большим рвением и решимостью. Метафорическое определение: Йудхам чаитанйа-пракãsайитум эва манйу-крийã йасйа саh - Тот, призвание которого - сражаться, чтобы проявить божественное сознание.

Связующим звеном между материей и Духом является энергия жизни. Устремляясь наружу, она открывает нам мир обманчивых соблазнов, но если направить ее внутрь, она приведет сознание к вечной удовлетворенности божественным блаженством. Медитирующий как бы находится меж двух миров: он стремится в царство Бога, но все еще вынужден воевать с чувствами. С помощью техники пранаямы йог в конечном итоге добивается успеха в переориентации энергии жизни, обычно направляющей сознание наружу (из-за ее связи с процессами дыхания, сердцебиения и циркуляции потоков праны, прикованных к органам чувств).

Юдхаманью (Власть над праной) - неоценимый воин армии Пандавов, разоружающий и лишающий сил армию чувств слепого ума.

11. ПУРУДЖИТ - САМОУГЛУБЛЕННОСТЬ (ПРАТЬЯХАРА)

В дословном переводе Пуруджит означает Побеждающий многих (пуру - много + джит - побеждающий; устраняющий [в медитации]). Метафорическое определение: Паурãн индрийа-адхишtхãтr-девãн джайати ити - [Тот, кто] захватывает управляемые чувствами крепости астральных сил. Санскритское слово пура означает крепость. Под крепостями здесь понимаются цитадели ума (манаса) и связанных с ним органов чувств, функциями которых управляют астральные силы в тонкоматериальных цереброспинальных центрах. Джит образуется от корня джи - подчинять, овладевать. Как следует из контекста Гиты, Пуруджитом называют того, кто подчинил себе многих воинов и овладел крепостями-чувствами тела. То есть, Пуруджит является аналогом пратьяхары - отвлечения сознания от органов чувств. Пратьяхара достигается в результате успешных занятий пранаямой и овладения энергией жизни (астральными силами), оживляющей чувства и передающей сигналы от них в мозг. Благодаря пратьяхаре прана отключается от чувств, а успокоенные ум и сознание направляются внутрь.

Пуруджит (Самоуглубленность) дарует йогу нерушимый покой ума, не дающий армии привычек (сформировавшихся в этой и в прошлой жизнях) рассеять силы ума по поверхности материального мира.

12. САУБХАДРА (АБХИМАНЬЮ, СЫН СУБХАДРЫ) - ВЛАСТЬ НАД СОБОЙ (САМЪЯМА)

Субхадра - жена Арджуны; ее сына звали Абхиманью. Префикс абхи выражает интенсивность (в составе имен) или направленность (если прибавляется к глаголу); манйа - пыл, настроение, вдохновение. Абхиманью олицетворяет полную власть над собой и ментальное состояние высокой интенсивности (бхаву, душевный настрой), в котором сознание соединяется с объектом концентрации. В Йога-сутрах Патанджали (3:1-4) такое состояние обозначено термином самъяма, объединяющем в себе три высшие ступени восьмизвенной йоги.

Первые пять ступеней являются лишь подготовкой к йоге. Охватывая дхарану (концентрацию), дхьяну (медитацию) и самадхи (единение с Богом), самъяма (от сам - вместе и йама - удержание), собственно, и является йогой. При наличии пратьяхары (отключения ума от внешних раздражителей) дхарана и дхьяна совместно приводят к разным стадиям самадхи - экстатического постижения истины, завершающегося единением с Богом. Дхъяна представляет собой направленность освобожденного внимания на Дух; для нее характерно наличие медитирующего, процесса медитации и ее объекта. Дхарана является концентрацией на внутренней концепции или объекте медитации. Данные состояния приходят в результате наблюдения за переживанием Божественного Присутствия - сначала в себе, а потом во всем космосе, пронизанном всепроникающим имманентным и трансцендентным Духом. Самъяма достигает кульминации, когда медитирующий, медитация и ее объект сливаются воедино. Это полное осознание своего единства с Духом.

Вспомнив, что в Гите Абхиманью назван по имени матери, мы получим в свое распоряжение значение слова Субхадра - Счастливая, Блистательная. Таким образом, Абхиманью является той властью над собой, которая дарует свет просветлённости. Метафорическое определение: Абхи сарватра мануте пракãsате ити - [Тот, чьим] чрезвычайно сосредоточенным умом все освещается (то есть проявляется просветлённое состояние Самоосознания).

Абхиманью (Власть над собой) - великий воин рода Панду; его победы позволяют йогу отражать атаки беспокойного вводящего в иллюзию эгоистичного сознания, чувств и привычек, всё дольше и дольше оставаясь (как во время медитации, так и после неё) в состоянии божественного сознания души.

13. СЫНОВЬЯ ДРАУПАДИ - ПЯТЬ ПОЗВОНОЧНЫХ ЦЕНТРОВ, ПРОБУЖДЕННЫХ СИЛОЙ КУНДАЛИНИ

Драупади является дочерью Друпады (Полного Бесстрастия). Она - олицетворение духовной силы кундалини, разбуженной (рожденной) божественным рвением и бесстрастием Друпады. Когда кундалини поднимается по позвоночнику, она выходит замуж за пятерых Пандавов (под которыми следует понимать пять первоэлементов материи и сознание в пяти позвоночных центрах) и рождает от каждого по сыну.

Сыновья Драупади - это проявления пяти раскрытых (пробужденных) центров позвоночника (то есть, специфические формы, цвета и звуки, характерные для каждого центра), на которых йог сосредотачивается, чтобы обрести божественную силу, необходимую ему для сражения с низшим умом и его отпрысками.

Те, кто с неослабным рвением, игнорируя соблазны чувств, настойчиво занимаются йогой в смиренном умонастроении, видят в глубинах бытия присутствие Господа. Но люди, которые просто читают писания и надеются получить освобождение, не придерживаясь принципов морали, или выполняют упражнения йоги без горячей заинтересованности и преданности, не получат ожидаемого духовного результата. Многие ученики, занимающиеся йогой бессистемно и нерегулярно, удивляются, почему им не удается ощутить единение с Бесконечным во время якобы серьезной медитации.

Патанджали описал восьмиступенчатую систему спасения. Освобождение достигается в результате строгого соблюдения духовных предписаний и прохождения восьми описанных ниже стадий йоги.

Восьмиступенчатый путь йоги

1. Яма, запрет на аморальные действия, каковыми считаются насилие, ложь, воровство, разврат и стяжательство.

2. Нияма: чистота тела и ума, удовлетворенность в любых обстоятельствах, самодисциплина, самоисследование (созерцание), преданность Богу и гуру.

3. Асана: правильное положение тела. Надо, чтобы позвоночник был прямым, тело должно находится в устойчивом положении, удобном для медитации.

4. Пранаяма: обуздание энергии жизни (праны).

5. Пратьяхара: обращение ума вовнутрь, осуществляемое посредством сознательного отключения его от телефонных линий чувств и нервных токов.

6. Дхарана: медитация, во время которой ученик сосредоточивает свой обращенный внутрь ум на первичном проявлении Бога - Звуке Аум. (Раб чувств не контролирует свой ум, поэтому не может сконцентрироваться на таком проявлении Бога, как Космический Звук Аум - Дух Святой. Тренированный йог способен поднести свой ум Господу, у остальных же людей нет такой возможности.)

7. Дхъяна: Космическое Сознание; бесконечное сферическое расширение блаженного сознания; восприятие Бога как Космического Звука Аум, пронизывающего собой всю Вселенную.

8. Самадхи: воссоединение индивидуализированной души с Космическим Духом.

Душа вступает в высшую метафизическую битву после победы на моральном фронте (в сражении благих и злых мыслей и действий) и во внутренней психологической войне, которая имеет место на ранних стадиях духовных усилий и выражается в столкновениях низшего ума (телесного сознания, тяготеющего к физическому и психическому беспокойству) с внутренними силами проницательности души, желающими покоя и сосредоточения на Боге. Моральное и психологическое сражение склонностей низшего ума с силами распознания истины осуществляется при участии привычек и резервных частей внутренних тенденций (санскар), являющихся следствием прошлых поступков (хороших или дурных). Метафизическое сражение связано с ещё более глубоким конфликтом внутренних сил, разгорающимся тогда, когда йог в медитации начинает пожинать плоды своей садханы (духовной практики).

Основные силы проницательности души

Хотя йог в медитации может получить опыт просветления или даже войти в блаженное состояние самадхи, он поначалу не способен удерживаться на таком уровне постоянно - санскары (отпечатавшиеся в подсознании привычки и желания) влекут его обратно к телесному сознанию. Йог как бы оказывается втянутым в метафизическое сражение: его чистые силы распознания истины (главные из которых символически представлены пятью божественными сынами Панду) встают на защиту телесного царства души.

В аналогии Гиты центральными героическими фигурами являются братья Пандавы, стоящие во главе армий сознания и энергии (праны) пяти позвоночных центров. Они олицетворяют собой качества и способности, обретенные йогом, чья глубокая медитация гармонирует с астральными и каузальными центрами жизни и божественного сознания.

Перечислим пятерых Пандавов в порядке возрастания их значимости:

САХАДЭВА: сила противодействия злу, дама - активное сопротивление, обуздание беспокойных внешних органов чувств; земля в муладхаре - (копчиковой чакре).

НАКУЛА: верность благим правителям, сама - уравновешенность, позволяющая контролировать ментальные тенденции; вода в свадхистане (крестцовой чакре).

АРДЖНУНА: самообладание; огонь в поясничной манипура-чакре, наполняющий ум и тело горячим боевым духом, необходимым для отражения бешеных атак армии чувств. Именно он поощряет благие поступки и хорошие привычки; он поддерживает тело в должном состоянии, очищает ум и тело. Благодаря ему возможна глубокая медитация.

Рассматривая двойственную функцию данного центра, мы поймем, почему он аллегорически представлен Арджуной - самым искусным воином войска Пандавов. Манипура-чакра является центральной точкой, поворотным моментом жизни, после которого грубый материализм сменяется утонченными духовными качествами. Энергия жизни, направляясь из поясничного центра вниз (в крестцовый и копчиковый центры) и наружу, проявляется в материалистичном сознании, ограниченном телом. Однако в медитации, когда йог помогает энергии жизни и сознанию отозваться на притяжение грудного центра, энергия огненной поясничной чакры рвет связи с грубой материей и поддерживает духовную деятельность, осуществляемую посредством сил высших центров.

Когда сознание, уйдя из физической сферы и от поверхностных восприятий астральной оболочки души, погружается вглубь, медитирующий замечает на уровне поясницы (в манипура-чакре) во внутреннем астральном позвоночном канале (читре) отверстие, соединяющее астральное тело с более тонкой оболочкой души (каузальным телом). Это отверстие связано с брахманади - проходящим через читру, ваджру и сушумну каузальным позвоночным каналом и его центрами божественного сознания. Когда в глубокой медитации энергия жизни и сознание обращаются внутрь, йог погружается в поток брахманади и достигает каузальной обители души, последней (считая снаружи) оболочки, которую тоже надо сбросить, чтобы окончательно подняться (в той же глубокой медитации) по брахманади верх, к Духу.

Арджуна (сосредоточенная в поясничном центре сила самообладания), возжигая огонь медитации, духовного терпения и решительности, направляет энергию жизни и сознания (которые обычно вытекают наружу через поясничный, крестцовый и копчиковый центры) вверх, тем самым предоставляя в распоряжение медитирующего йога физические и психические силы, необходимые для поддержания глубокой медитации, ведущей к Самоосознанию. Без этого огня и самообладания невозможен никакой духовный прогресс. Так что Арджуна является примером сдержанного, терпеливого и решительного ученика, в котором происходит битва на Курукшетре. Арджуна главный ученик Господа, Бхагавана Кришны, который указал ему (поведав Гиту) путь к победе.

БХИМА: витальность, подвластная душе энергия жизни (прана); вайю - воздух в анахате (грудной чакре). Тем, кто занимается пранаямой, энергия этого центра помогает выровнять дыхание, подчинить себе ум и отразить атаку чувств. Способность успокаивать внутренние и внешние органы позволяет противостоять нападкам страстей любого рода (похоти, гнева, жадности). Второй (по старшинству) из Пандавов - враг болезней и сомнений; это центр божественной любви и духовного созидания.

ЮДХИШТХИРА: божественная невозмутимость; эфир в вишуддха-чакре - шейном центре. Старший сын Панду (буддхи, чистого интеллекта) Юдхиштхира изображен царем всех способностей распознания истины, так как для вынесения верного суждения принципиально важно быть спокойным. Любая (сенсорная или эмоциональная) рябь на озере сознания искажает воспринимаемое, тогда как покой подразумевает ясность восприятия и интуицию. Как вездесущий эфир неизменно остается незамутненным плещущимися в нем силами Природы, так и способность распознавать истину (Юдхиштхира) является неизменным покоем, воспринимающим все неискаженно. Это способность разработать план победы над враждебными страстями и возможность быть сосредоточенным (нужное время и с должной концентрацией) на правильном объекте. Это умение учиться на ошибках и спокойно принимать благое, свободное предпочтение добра злу и здравый смысл, позволяющий принять те качества, которые укрепляют друзей и уничтожают врагов. Это сила интуитивного воображения, способность визуализировать истину до тех пор, пока она не проявится.

Главным советником и помощником Пандавов является сам Господь, который, в образе Кришны, предстает перед нами как душа, интуиция и Дух, проявленные в продолговатом мозге, центре Христа и тысячелепестковом лотосе как Сверхсознание, Сознание Христа (Кутастха-чайтанья) и Космическое Сознание; или как Гуру, дающий наставления своему ученику Арджуне. В ученике Господь Кришна является тем направляющим Божественным Разумом, который приходит на помощью низшему я, заблудившемуся в дебрях материалистичного сознания. Высший Разум является господином и учителем, а низший интеллект - его учеником. Высший Разум рассказывает искаженному низшему я о том, как возвыситься в соответствии с вечными истинами, исполнив тем самым свой внутренний долг перед Богом.

Полный текст статьи можно прочитать в источнике: http://www.ananda.ru/Yoga-Sutra-Patanjali-and-allegorical-battle-of-Bhagavad-Gita.htm 

аштанга йога, книги, самопознание, учителя, философия йоги, санскрит, ведическая культура

Previous post Next post
Up