Сегодня национальная идентичность в странах Балтии строится на образе врага. В качестве которого, естественно, выступает Россия.
Об этом рассказала эксперт Российского института стратегических исследований Ирина Баторшина во время российско-немецкого семинара по европейской безопасности, организованном калининградским отделением РИСИ. Эксперт поясняет, истерия доходит до того, что, к примеру, в Литве всерьез уверенны, что наша страна вот-вот нападет на территорию этой республики. Большое влияние на такие настроения оказывает Америка.
Ирина Баторшина: "Если говорить об американском влиянии, то тут яркий пример Литва и президентство Дали Грибаускайте. В свой первый срок, она была ярким представителем Брюсселя и настроена исключительно проевропейски: говорила о необходимости перезагрузки отношений с Россией и отхода от проамериканской односторонней линии. Однако второй срок Грибаускайте, который начался в 2009 году, показал, как человек радикально поменял свою точку зрения, и это не может не говорить о том, что существует определенные механизмы воздействия извне на руководство прибалтийских республик".
На фоне украинских событий в странах Балтии происходит полномасштабное сворачивание контактов с Россией, причем подкрепляется это на законодательном уровне. К примеру, российским инвесторам запрещено поддерживать экономику Литвы, так как наша страна, по представлению литовских властей, представляет национальную опасность для прибалтийской республики. Также, отмечает Ирина Баторшина, по убеждению литовских экспертов и политиков, большую опасность представляет именно Калининградская область, откуда может быть осуществлен акт агрессии против соседнего государства.
Ирина Баторшина: "К тому же получила достаточно широкое распространение (не только в Литве, но также в Британии и США) идея о т.н. превентивной оккупации. В 2014 году на заседании парламентского комитета по обороне Британии высказывалась мысль о том, что Россия может военным путем обеспечить себе коридор в Калининградскую область под предлогом жизнеобеспечения эксклавного региона. В сочетании с очевидной слабостью военного потенциала прибалтийских республик и неразвитостью военно-технической инфраструктуры подобные рассуждения подогревают страхи прибалтийского военного и политического руководства и препятствуют адекватной оценке международной обстановки. Одновременно создается благоприятный фон для обоснования необходимости интенсивной милитаризации региона Балтийского моря".
Как рассказывает эксперт РИСИ, страны НАТО воспринимают Калининградскую область как «прифронтовую линию» потенциального военного конфликта с Россией. Об этом говорят участившиеся военные учения, а также увеличение присутствия военных сил альянса в регионе Балтийского моря.
Ирина Баторшина: "Калининградский эксклав на Балтике будет играть вынужденную роль военного форпоста России для защиты национальных интересов РФ. При этом, как представляется, российская сторона избегает демонстративного наращивания военного присутствия в Калининградской области с целью недопущения скатывания к новой гонке вооружений и пытаясь сдержать чрезмерную милитаризацию Балтийского региона".
Несмотря на сложные отношения между Россией и Прибалтикой диалог между странами, как считает эксперт, необходим. Для его начала прибалтийские республики должны пересмотреть отношение к русскоязычным гражданам.
Кроме того, для разрядки военно-политической обстановки в Балтийском регионе должна произойти общая деэскалация напряжения между Россией и Западом. Однако для появления этого импульса необходимо согласие внутри ЕС и НАТО по вопросу стратегии дальнейших отношений с Россией.
Эксклав.ру