Как уже указывалось, я стараюсь не писать о т.с. «неоконченных» делах, т.е. тех, исход которых не очевиден. В данном случае все и так и не так. С одной стороны - рассматривается «завершенный случай»: поступившая к нам жалоба на проблемы с госпитализацией не только удовлетворена (человеку де-факто выдали направление на операцию), но и выявлены системные дефекты оказания медицинской помощи, плюс получена информация о состоянии дел в определенной отрасли медицины. С другой - операция пациенту еще предстоит и не хотелось бы забегать вперед до ее результатов.
Тем не менее, не откладывая дела «в долгий ящик», хотелось бы еще раз поднять проблему фактического разрыва отношений между поликлиниками и узкопрофильными стационарами, изолированности «участкового»/районного звена оказания медицинской помощи от возможности направлять пациента за пределы «своей» больницы. Показательный пример - система хирургической помощи при заболевании глаз (преамбула - в материале «
О «Толстокожести»: «сборная солянка» из жалоб на МНТК и моих комментариев «по поводу»).
Так, в начале февраля этого года, мы направили запрос в Свердловский Минздрав, где указали, что «в наш адрес поступило обращение гражданина «N», … о проблеме получения ... офтальмологической помощи в связи с тотальной отслойкой сетчатки глаза после травмы. Как следует из обращения гражданина (в МНТК), врач предлагает выбор между оперативным вмешательством в марте с.г., с оплатой в сумме более 60 000 рублей или ожидание бесплатного оказания медицинской помощи в сентябре с.г. Вместе с тем врач сообщает пациенту, что операция нужна срочно, т.к. со стороны зрения могут произойти необратимые изменения к худшему». Т.о. выбор у обратившегося к нам за помощью был невелик: или платить существенные для него деньги - или ждать бесплатной операции, которая к тому времени может оказаться бесполезной.
И еще мы попросили Минздрав ответить на ряд вопросов.
Вместе с тем, изучая обстоятельства дела, в т.ч. в контексте возможного судебного вмешательства, мы выяснили, что перспектив процессуального возврата денег пациенту нет: молодой человек сам, без какого-либо направления, пришел в МНТК, чем нарушил установленный порядок получения медицинской помощью в системе ОМС, подразумевающий первичное обращение к врачу по месту жительства. Дело в том, что (теоретически) районный врач мог направить его на бесплатную операцию не только в МНТК, но и в целый ряд иных клиник, получающих государственный заказ на оказание должной офтальмологической помощи (например в ГБУЗ СО «Свердловская областная клиническая больница № 1», ГБУЗ СО «Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн и т. п.). Но почему-то в общественном сознании закрепилась мысль о какой-то безальтернативности МНТК. А это не так: на МНТК приходится лишь немногим более трети офтальмологических операций Свердловской области.
Поэтому, пока мы ждали ответ из Минздрава, мы попросили нашего пациента пройти необходимые формальности с целью получения установленного правилами направления на срочную операцию: посетить окулиста в поликлинике по месту жительства. И действительно, в МБУ "Центральная городская больница № 7", поликлиника № 1 (ИМХО - везде), участковым офтальмологом (также, как и в МНТК) был поставлен диагноз: «тотальная отслойка сетчатки, осложненная катаракта в результате контузии тяжелой степени», вследствие чего была констатирована необходимость оперативного лечения. В результате врачом территориальной поликлиники было выдано направление на госпитализацию для получения медицинской помощи бесплатно по программе обязательного медицинского страхования.
Но - «есть одно «но»», объясняющее то, почему на практике граждане считают обращение в свои поликлиники пустой тратой времени: направление на госпитализацию оказалось, мягко говоря, ущербным - в нем не было указано наименование медицинского учреждения, куда направлен пациент. На резонный вопрос «куда вы меня посылаете?» врач-офтальмолог сообщила, что больной сам (!) должен (на свой выбор...) обратиться либо в СОКБ №1, либо в ЦГКБ № 23, либо в Свердловский областной госпиталь для ветеранов войн. Либо в МНТК.
Реплика «в сторону»: такой «либерализм», да в другом бы месте! А так создается впечатление, что от человека решили избавиться, типа: «ну что ты как маленький, у тебя же есть диагноз, иди ДОГОВАРИВАЙСЯ об операции». Подтекст такого направления очевиден: «то, что случится дальше - твои, и только твои проблемы». И, судя по всему, такая практика в Свердловской области универсальна.
Возможно я, конечно, что-то недопонимаю и с такими бумажками нужно обращаться в какой-то единый центр-диспетчерскую, где ведется общая очередь и происходит распределение нуждающихся по больницам в оперативном режиме, а люди не гоняются по отдельно взятым регистратурам? По крайней мере Свердловский Минздрав (спасибо ему за это большое) в ответ на наше обращение сообщил, что в самое ближнее время (дату нам указали) «по согласованию с генеральным директором МНТК «Микрохирургия глаза» (нашему обратившемуся) будет проведена операция в соответствии с Территориальной программой гос.гарантий».
Неужели Минздрав и стал такой, вышеупомянутой диспетчерской?
Но может рациональнее провести необходимую работу с врачами районных поликлиник, чтобы не «умножать сущности» и делегировать им на постоянной основе те обязанности, которые в частном порядке («по письмам») решает Минздрав?
К слову, - не так давно мы направили очередное обращение в это ведомство и Свердловский ТФОМС, где указали, что ни в коей мере не отвечает потребностям пациента и формирует спрос на оказание платной медицинской помощи существующая практика направлений граждан на компьютерную и магнито-резонансную томографию (через консультантов уполномоченных клиник). Хотя вопросы постановки на очередь (которая непонятно как ведется) могли бы решать, согласно квотам, и на местах. А не гонять народ из «Качканара» в Свердловск. Впрочем - день легко убивается и на поездки из одного района Екатеринбурга в другой. И неужели узкие специалисты поликлиник по месту жительства глупее тех, кто работает в «Центрах»?