Рассказ юного подрывника из авиаграда )

Dec 05, 2014 22:01



Рассказ юного подрывника из авиаграда.

Общаясь о том, о сем с одной девушкой, с хорошим литературным вкусом и литературно-историческими творческими склонностями, я что-то взял и решил вдруг записать эту историю из детства. Просто так ))
Писалось долго, но в итоге дописалось.
Кстати, ее зовут, ну скажем - Айри. Она себя узнает. Ей и посвящается ))))
---------------------------------

Как сейчас модно говорить: в нашем детстве не было компьютерных игр и игровых приставок, поэтому мы развлекались, как могли.

Кстати, я не согласен с этим утверждением ))
Судя по обрывкам разговоров от подростков в транспорте, развлекаются они так же, как мы, только химия другая. Тогда об этом никто не знал, и сейчас тоже не знает )))

А развлекаться мы могли, понятно, чем-то очень быстро воспламеняющимся. "Разрушители легенд" близки сердцу любого мальчишки, даже выросшего.

На счастье, в том городе, где я рос, была "летная свалка".
Кладбище боевых самолетов, ожидающих, когда их порежут на металлолом.
Электронику из них выковыривали какие-то хмурые дядьки (радиогубители), а нам оставались в награду только остовы МИГов и СУшек: фюзеляжи с крыльями и шасси, проводами и тягами.
(Один раз я опередил дядек и приволок домой какой-то шикарный большой круглый прибор, в котором еще шевелились какие-то стрелки, но главное, который светился в темноте!!! Темными зимними вечерами у меня получалась вполне приличная рубка межзвездного корабля, затейливо украшенная по краям светящимися фосфорными выключателями.)
Но и наваленные грудой фюзеляжи с крыльями вполне помогали нам, детям, оттачивать ловкость и реакцию. Нуу, между нами говоря - в достаточно экстремальных условиях ))

Сцена: самолеты, сброшенные кранами тягачей друг на друга, вповалку, как детские игрушки грудой. Под ними торчат острые арматурные пруты, рычаги - в общем, свалка железа.
По этим самолетам прыжками и перебежками носимся мы, играя в разновидности казаков-разбойников.
Главная прелесть была в том, что перепрыгивая с конца крыла на что-то торчащее из груды, трудно было понять, что это. То ли честная плоскость крыла.. То ли "элерон", поворачивающаяся часть крыла. И если элерон - то все зависит от места, в котором в самолете обрезаны тяги. То ли он начнет медленно поворачиваться под тобой, то ли.. брык - и эта плоскость поворачивается и становится вертикалью )))
Все это развивало наши мышцы, реакцию и будущее знание сопромата.

Через некоторое время мы увлеклись химией.
Безусловно - взрывной химией.
Сначала - гильзы от "мелкашек", со стрельбища. Набить серой от спичек и молотком...
Не, мы были не дураки, молотками размахивать. Мы клали под поезда ))

Вскоре лично я, с моей тягой к проводочкам - освоил дистанционные взрыватели.
Берем батарейку из фонарика, лампочку из фонарика, припаиваем проводочки. В лампочке шкуркой протачиваем дырочку, аккуратно насыпаем серу со спичек - получается электрический дистанционный запал. Проволочка раскаляется и перегорает, поджигая серу.
Не очень надежно из-за хрупкой проволочки, а теоретически рассчитанного нами нихрома тогда было не достать. Так мы приучались к конструкторскому мышлению и разработке ))

Позднее мы изобрели химический фитиль.
Стержень от авторучки набивается серой, поджигается, и не очень быстро горит, плавясь при этом.
Ох и кропотливая работа - плотно набить кусками серы стержень авторучки! А плохо набьешь - погаснет. Так мы приучались к кропотливому труду и выпуску качественного продукта ))

Окей, все готово, но ЧТО взрывать?
Первые эксперименты - алюминиевые корпуса из-под конденсаторов. Добываются на свалках из телевизоров и радиоприемников. Обладают входным отверстием как раз под диаметр стержня запала. Набиваем серой от спичек, вставляем запал и....
Слабо, товарищи. Слабо!
Очень слабо пыхает. Как моя лампочка-запал сама по себе, а тогда какой смысл?

Случайно набрели на идею, что открытый конец надо опрессовывать пассатижами или тисками. Ну, давление же возрастет! Так мы приучались к слесарным работам и познавали физику давления )))
Результат: начало бомкать.
Не так чтобы очень, но приятно. Но хотелось-то, чтобы очень громко!!!
Так и состоялось второе открытие летной свалки. Кто-то нам сказал, что магний, смешанный с марганцовкой... А колеса самолетов делались именно из магния.

Сцена: дети на свалке самолетов трудолюбиво работают напильниками, добывая магниевую крошку.
Или долбят по колесам привезенными из дома молотками, чтобы отколоть и дома настрогать.
А они, колеса, не только тяжеленные, но и крепкие и толстые! Фигу отобьешь хоть кусочек!

Суть химического процесса: магний прекрасно горит, но только в присутствии большого количества кислорода.
Марганцовка, разлагаясь от огня - выделяет чистый кислород. ( Это мы как раз прошли в школе по химии. Так мы научились понимать ценность общего образования))). Смешиваем марганцовку с порошком магния и...
Уже отлично, но пришлось заняться экспериментами по химии.
Попытки выпаривать кристаллы марганцовки из раствора оказались безуспешными, а в аптеках кристаллы продавались дорого и крохотными порциями. Надо было оптимально подобрать соотношение веществ.
Поджигаем смеси до 30% марганцовки: выгорает не весь магний. А долго его строгать - лень. Значит, не годится.
Поджигаем смесь 1 часть магния и 1 часть марганцовки: ок.
Поджигаем смесь 1 часть магния и 2 части марганцовки: никакой разницы с предыдущим. Не годится.
Так что пользовались смесью 1 часть магния на 1 часть марганцовки. А когда марганцовка кончалась в аптеках - переходили на смеси 100 частей магния на 40 частей, или даже 100:35. Уточню: марганцовки 35. А то вдруг у кого практический интерес )))

И вот, наконец мы получили отличное ВВ (взрывчатое вещество). Труднодобываемое, в малых количествах, но нам не много и надо было. Жахало хорошо!

Зарисовка из памяти:
Воскресенье, я стою дома на балконе, поджег фитиль очередного испытательного образца, собираясь метнуть его вниз, в сад. Ну или как попадет )))
Целый день, с утра, никто не заходил ко мне в комнату! И только после поджига фитиля - входит мама и начинает что-то рассказывать - спрашивать!!
Я стою, надеясь на чудо, спиной загораживая происходящее и паникуя: - Что делать? Спрятать в карман? Нет, это глупо, там и рванет. Отрезать фитиль? Успею ли? И тут, глядя на бомбочку, я осознал, ЧТО именно вижу.
А вижу я, как огонек фитиля скользнул внутрь к бомбочки. К ВВ скользнул. Помню, в голове молнией пронеслась мысль: - А чего же я тут стою и смот...
И я, без всякого размаха, как собирался, а только движением кисти - отправил бомбочку в полет.
.. ну, смешно, конечно, в двух метрах от балкона, в воздухе. Но в общем, говорить тут не о чем. Да и заряд был крохотным, экспериментальным ))))

А вот зимоооой....
(Пишу, и в памяти всплывают воспоминания)
Зимой я наточил мнооого магния! Но зимой и подорвать нечего, беда.
Решили рвануть большой заряд, но без оболочки. Просто позырить )))
Заряд разместили на перилах балкона, проводочки я прокинул через форточку, за окном столпились мы, ребята с девченками, что пришли ко мне в гости.
Я нажал кнопочку.
Над перилами возникла шаровая молния 20-30 сантиметров в диаметре.
.. ну, девушек, конечно, это не очень впечатлило. А у нас в головах заработали расчеты: отлично, здорово, круто, очень мощное, а что если.... или.. и так далее.

И уже летом, после взрывов, нам захотелось что-то....
Ну конечно, все уже догадались ) Что-то стреляющее. Гранатомет.
Пушки-пистолеты нас как-то уже не впечатляли. Подумаешь, насыпал серы в трубку, нагрел, пульку выстрелило.
А вот гранатомет, он же почти ракетомет!
Снаряд движется за счет реактивной тяги, это же практически ракета! Космическая. Или межзвездная. Или... В общем, надо делать.

Тут в детство уже начинает вплетаться осознание взрослого мира, в виде эдакой "Повести о дружбе и не дружбе".
А если по порядку, то были у нас такие - "газовые сифоны" от газировки. Баллончики. Сейчас они, по моему, применяются в пневматическом оружии.
Крепкие они были до невозможности. Во время занятия сопроматом, в виде испытания баллона на прочность, мы лупили по нему молотками: хоть бы вмятинка осталась.
А прелесть этих баллончиков в том, что такой крепкий не разорвет, значит, получится реактивный снаряд. Ведь магний прожигает сталь, как мы вычитали.
А уж какая красивая форма у баллонов: эллипсоид вращения с готовым ракетным соплом.

Через это самое сопло мы понапихали смеси, вставили в сопло же фитиль и пошли испытывать.
Все это вставив в подходящую по диаметру пластмассовую трубку со стройки. Ну, в ствол.
Нет, все же не в "ствол". В "направляющую" для нашего ракетного снаряда ))

Полигоном для испытаний был выбран подземный переход, пустой в ночное время (ибо ТБ, технику безопасности, мы уже учитывали), прямой и длинный, как стрела. Ибо мы же не абы как, мы же дальность замерим!
И мы втроем, три тогда-еще-товарища, оживленно направились к полигону.
Готовить все почему-то пришлось мне. И целится. И крепить направляющие. И поджигать, что вообще неудобно.
И встали тогда-еще-товарищи для наблюдения за процессом как-то за моей спиной, подальше. Ну да хрен с ними )
Я нацелил стартовую шахту, прижал ее к асфальту ногой (техника безопасности же, голову подальше!) поджег запал и с любопытством стал ждать, когда фитиль дойдет до ракеты....
...
...
ДЫМ...ДЫМ! ДЫМ!!!!!!! Дым заполонил все вокруг меня!
Звука, как такового, я вовсе и не услышал)))
Помню, как разгоняя руками клубы дыма с острым запахом то ли магния, то ли марганцовки, прихрамывая на ту ногу, которой прижимал трубу к полу, я побрел в ту сторону, где посветлее. Ну, к выходу )))

Слух постепенно вернулся, когда я выбрался из перехода на пустынную площадь. Вместе со мной туда выбрались клубы дыма и занялись процессом, известным как "клубиться".
Но подождите! Я же вроде был не один!
Я лежу, истекающий кровью в подземным переходе, где меня до утра никто не найдет, с моих бездыханных губ срывается последний стон...
А где же два моих "товарища", стоявшие поодаль? Где два моих коллеги, с которыми мы ставили совместный эксперимент?
Оглянувшись вокруг, вдали, я увидел две спины, удаляющиеся от меня торопливой походочкой "мы ничего не видели, ничего не знаем и ни к чему отношения не имеем".
"Товарищи" - это немножко не то слово. Мы считались друзьями. И даже: "лучшими друзьями".
Но мы взрослели, и жизнь, взяв в руки учительскую линейку, начала нам рассказывать повести о дружбе и не-дружбе. Ну да хрен с ними. Обоим потом пришлось уже за совсем другие подлые дела (а мы уже начали за девочками ухаживать) стукать по лицу для прояснения того, что есть этично, а что нет ))

Но главное испытание состоялось позже, зимой.
Опыт подземного перехода я учел. Вырвавшись от трубы, реактивный снаряд зацепился об пол, отрикошетил, пошел зигзагом пол-потолок по переходу, там отразился от чего-то, пошел обратно, и ближе ко мне издох. Сам баллончик валялся в нескольких метрах от меня, и этот страшной крепости стальной баллон - был промят внутрь, как воздушный шарик.
Хранил я его на память много лет, но потом он затерялся, а жаль. Я не знаю, чем еще его можно так промять внутрь )))

Следующий реактивный миномет имел ту же конструкцию, но стрелять я уже собирался с плеча. В сторону ЦАГИ, Центрального АэроГидродинамического Института. Ну просто там была такая полянка ))))

А носил я тогда шикарную по тем временам куртку "аляску", с меховой опушкой капюшона.
Все было прекрасно, все по технике безопасности. Я встал на одно колено, руки в толстых зимних перчатках, на глазах легкие токарные защитные очки на всякий случай, капюшон одет, поджег фитиль, вскинул труду на плечо, нацелил куда-то...
Краем глаза увидел, как огонек фитиля скользнул внутрь трубы, и кстати подумал - а мало ли что! Пусть руки еще дополнительно закрывают от меня стартующий снаряд - и я сдвинул руки в перчатках над местом снаряда в трубе.

....
Я - самолет!
В меня попали снарядом, горит правое крыло. Правый двигатель отключен и весь в огне. Надо сбивать пламя (это все я помню совершенно точно!)))). Раз горит правый двигатель - надо делать левый вираж, чтобы скорость воздушного потока была сильнее справа и сбила пламя.
И я раскинул руки-крылья и пошел в вираж вокруг сосны (она стояла слева).

Завершив вираж вокруг сосны, я постепенно осознал, что я все-таки не самолет, а человек, мужского полу, только воняет вокруг паленым, в ушах звенит, вижу неотчетливо, а руки как сжимали в момент взрыва трубу - так и до сих пор не хотят разгибаться, наверное, обгорелая кожа мешает )))

Потом, уже у знакомых в гостях, я разогнул ладони (нет, они не обгорели, а только прогорели толстые зимние кожаные перчатки, до кожи не дошло, просто контузило)), стал отчетливо слышать, более-менее видеть, и даже размышлять, что врать родителям про то, что слева у меня мех на капюшоне пушистый-пушистый, а справа ну оочень короткий и пахнет подозрительно ))))

До сих пор я изредка вспоминаю эту мелькнувшую у меня мысль "а сдвину-ка я руки на стволе" - и думаю: а если бы не сдвинул и не закрыл ими взрыв? ))))
...

Была и следующая модель гранатомета, а как же! А вы думали, что, на этом все должно было закончится? ))
Снаряд был уже с регулируемой дюзой (из отрезка водопроводной трубы, четыре надреза, а регулировка дюз осуществлялась ударами молотка)))). Пусковая установка совершенно безопасная, из железной клюки бабушкиной, держалась за рукоятку, произвела запуск аккуратно и мощно. То есть, опыту я постепенно набирался )))
Снаряд исчез где-то в стороне ЦАГИ, и дал мне ясное понимание, что самое главное в реактивном снаряде - это мозги.
Электронные мозги, конечно же - и я занялся микроэлектроникой. Микросхемки, паяльники... Но это оказалось неожиданно долгим и очень интересным делом, поэтому с самодельной стрельбой дальше как-то не очень складывалось.
...

И еще одно с удовольствием вспоминаю:
Я - самолет! Горит правый двигатель! Надо уходить в левый поворот и сбивать пламя!
И расправив крылья, даю крен на левый борт и закладываю вираж вокруг сосны.
)))))

Старлинг, Жуковский-Москва, осень 2014

P.S. вот не знаю, своим родителям давать читать или нет ) дело-то давнее )))



текста

Previous post Next post
Up