Сделал для журнала «Отдых в России» обзор туристических порталов регионов России (
ссылка на публикацию на сайте издания). Честно пролистал около 80 сайтов, отмечая их плюсы и минусы и выводя список важных критериев. Несмотря на пессимистичный заголовок поста, отметил в тексте, конечно, не только недостатки, но и достоинства. В целом впечатление, кстати, вполне приятное. Десятку лучших сайтов выбрали вместе с коллегами по журналу.
Бюрократический подход к наполнению
Некоторые турпорталы явно делаются чиновниками для чиновников, а не для туристов. В ряде регионов - в основном этим грешат кавказские республики - полноценные туристические порталы вообще подменяются сайтами региональных министерств и комитетов, отвечающих за развитие туризма. Как следствие - найти на них законодательные акты, регулирующие взаимоотношения в туристической сфере, проще, чем информацию о достопримечательностях.
Канцелярщина проявляется и в других моментах. К примеру, самое видное место на турпортале Костромской области занимает обращение губернатора, а сайт Брянской области вообще встречает посетителя памяткой о выборах президента во всю главную страницу - все это явна не та информация, которую ищет человек, готовящийся к путешествию.
Еще одно проявление бюрократического подхода - неудобное и непонятное структурирование информации на сайтах. Так, на турпортале республики Коми вся основная информация о местных достопримечательностях запрятана на четвертый уровень. И это еще надо найти в правом верхнем углу сайта неприметную кнопочку «Меню»! В некоторых регионах чересчур зацикливаются на административном делении. На сайтах Калмыкии и Ямала для просмотра достопримечательностей нужно сначала выбрать конкретный район - просто вывести списком, допустим, все музеи региона не получится. Такая виртуально-территориальная раздробленность существенно осложняет знакомство интернет-пользователя с туристическим потенциалом региона.
Лучшие региональные турпорталы канцелярщиной, конечно, не страдают. В качестве примера можно привести как минимум любой сайт из нашей десятки.
Недостаток практической информации
Если с представлением достопримечательностей региона местные туристические порталы в целом справляются, то с практической информацией - например, о том, как до этих достопримечательностей добраться, - дело обстоит гораздо хуже. Типичный раздел, посвященный транспорту, состоит из информации о том, как попасть в регион из других мест страны, да ссылок на сайты местных автостанций - пойди еще разберись, что, откуда и куда там ходит. Самый легкий выход - обратиться в одну из местных турфирм - благо, их контакты есть на большинстве региональных порталов.
Среди приятных исключений - туристические сайты Татарстана, Новгородской и Рязанской областей, на которых в описании достопримечательностей перечисляются номера идущих к ним автобусов. На портале Волгоградской области есть схема маршрутов электротранспорта, а на сайте Ненецкого автономного округа даже можно скачать расписание городских автобусов Нарьян-Мара. На соседней странице там, кстати, размещена памятка о том, как правильно вести себя при встрече с белым медведем - вот такая региональная специфика.
Плохие карты
Карта - один из главных инструментов любого путешественника. Информацию об интересных местах региона зачастую удобно изучать именно в привязке к карте - чтобы сразу понимать, удастся ли включить ту или иную достопримечательность в свой маршрут. Увы, некоторые туристические порталы такой возможности не дают. Например, на неплохих в целом сайтах Саратовской и Самарской областей карты фактически игнорируются - на страницах достопримечательностей указан только адрес, а искать его на карте туристу придется самостоятельно. Некоторые еще умудряются размещать на сайте сканы бумажных карт в нечитаемом размере.
В большинстве случаев туристические сайты российских регионов все-таки сразу отображают расположение описываемого места на карте. Примерно треть из них может похвастать интерактивными картами - правда, среди них тоже попадаются довольно бестолковые образцы. По-настоящему хорошие интерактивные карты удалось создать, например, разработчикам турпорталов Алтайского и Пермского краев.
Неактуальные данные
Когда заходишь на сайт и видишь на его главной странице прошлогодние новости, это сразу подрывает доверие к актуальности опубликованной на нем информации. Видно, что за сайтом не следят, а значит, могли упустить что-то важное и в других разделах. К сожалению, ресурсы некоторых регионов грешат таким недостатком. Среди самых показательных примеров - как ни странно, портал Москвы, одного из главных туристических центров страны. Он до сих пор первым делом гордо информирует посетителей об установке опор парящего моста в парке «Зарядье», хотя и мост уже давно достроен, и парк - давно открыт. Недалеко от столицы ушла Орловская область, туристический портал которой начинается с приглашения на местный гастрономический форум, прошедший еще в сентябре 2017 года.
Список примеров с неактуальными публикациями - не исчерпывающий, но все-таки явление это не носит массовый характер. На большинстве региональных турпорталов новости - максимум недельной давности, а помимо них есть еще и разделы, посвященные грядущим событиям. На некоторых сайтах - например, Карелии, Камчатки и Приморского края - эти разделы дополнены удобными календарями для сортировки событий по датам.
Отсутствие перевода на иностранные языки
Большинство региональных сайтов переведены максимум на 1-2 иностранных языка, а примерно на каждом десятом вообще не удалось обнаружить ни одной иноязычной версии. Среди разочарований снова Москва - из заявленных в меню пяти иностранных языков в реальности имеется перевод только на английский. А англоязычная версия турпортала Калужской области представляет собой одну страницу с кратким описанием региона.
Среди лидеров по количеству иноязычных версий сайты Санкт-Петербурга, Нижегородской и Новгородской областей - все они переведены на восемь языков. В Волгоградской области оперативно отреагировали на жеребьевку чемпионата мира и перевели свой туристический портал на языки всех стран, сборные которых сыграют в этом городе в рамках турнира, в том числе, на экзотический исландский. Возможно, тут не обошлось без онлайн-переводчика, но это все равно лучше, чем ничего.
Посещаемость ресурсов пользователями
Только несколько региональных интернет-порталов имеют открытые счетчики посещаемости. Поэтому мы прибегли к помощи сайта pr-cy.ru, который публикует примерную статистику заходов и просмотров. Самым посещаемым ресурсом является портал Московской области - более 18 тысяч пользователей в день. Остальные турпорталы имеют посещаемость в несколько сотен человек в день.
По совокупности критериев оценки: современный дизайн, полнота и актуальность информации, практическая значимость для туриста, понятная и удобная навигация по сайту, наличие карт, посещаемость ресурса, нами были отобраны 10 лучших туристических интернет-порталов регионов России.
Лучшие туристические порталы регионов по версии «Отдыха в России»
1.
Путеводитель по Московской области2.
Официальный городской туристический портал Санкт-Петербурга3.
Визиталтай.рф (турпортал Алтайского края)4.
Пермь Великая (турпортал Пермского края)5.
Visit Tatarstan (турпортал Татарстана)6.
Открытый Север (турпортал Архангельской области)7.
Турпортал Вологодской области8.
Официальный портал туризма Ростовской области9.
Центр арктического туризма (турпортал Ненецкого автономного округа)10.
Турпортал Тверской области Другие мои статьи в журнале «Отдых в России»:
10 заповедников и национальных парков России, в которых надо побывать Интервью с советником министра природы о развитии экотуризма в России Поехали лечиться! Обзор лечебных курортов России Интервью с президентом Национальной курортной ассоциации о развитии лечебного туризма По склонам Родины. Обзор горнолыжных курортов России Одно море, два региона. Крым или Краснодарский край? Пути Династии. Места России, связанные с семьей Романовых