Черно-белый «Батальонъ»

Mar 07, 2015 16:06




Помню, в детстве, смотря какое-нибудь кино с родителями, я всегда спрашивал у папы, кто из героев фильма хороший, а кто плохой. И вот однажды папа поставил меня в тупик, сообщив, что в этой картине (не помню уж, что такое мы смотрели) нет положительных героев, все - так себе. К счастью, зрителям нового российского фильма «Батальонъ» (2015 год, режиссер Дмитрий Месхиев) такие непонятки не грозят. В этом патриотическом кинопроизведении все четко и ясно от первой до последней минуты: где хорошие и плохие, где добро и зло. В общем, все «Батальоне» черное и белое - без полутонов. Никаких тебе 50 оттенков серого… :)
Действие фильма разворачивается летом 1917 года, под занавес Первой мировой войны. Российская армия стремительно утрачивает свою боеспособность из-за революционных настроений солдат, которые отказываются подчиняться офицерам и ведению боевых действий предпочитают братания с немецкими военнослужащими. Для исправления ситуации в Петрограде формируется батальон из патриотически настроенных женщин, призванный повысить боеспособность армии и поднять моральный дух солдат-мужчин. Батальон отправляется на фронт, где благодаря своему героическому поведению действительно становится примером для других подразделений.
Фильм, как водится, «основан на реальных событиях», хотя, подозреваю, что его «историческая достоверность» ограничивается тем, что в годы Первой мировой войны в рядах российской армии действительно существовали женские батальоны, а все остальное - не более чем художественный вымысел. Думаю, «дотошность» создателей фильма в воссоздании «реальных событий» наглядно иллюстрирует тот факт, что роль Марии Бочкаревой, командира исторического женского батальона, которой летом 1917 года исполнилось 28 лет, в фильме исполняет актриса Марина Аронова, которая в полтора раза старше прототипа своей героини.



Впрочем, главная проблема «Батальона» не в этом, а в запредельной прямолинейности. Фильм прост, как схема ереванского метро, которое состоит из одной линии. Женский батальон - это героини, готовые в трудную для Отечества годину без страха и сомнения отдать свою жизнь за Родину, а мужчины-солдаты - сплошь какие-то мерзавцы и подлецы, не только не желающие воевать, но и способные на то, чтобы спокойно наблюдать, как один из них жестоко избивает женщину. Глава временного правительства Керенский тоже с непонятной для меня целью показан в фильме каким-то неприятным самодуром - в противовес рассудительным, благородным и честным (от слова честь) офицерам генштаба. И даже братания русских и немецких солдат, имевших массовое распространение на фронтах Первой мировой, в «Батальоне» представлены исключительно как хитрый ход наших противников по деморализации русской армии и ведении разведывательной деятельности в ее расположении. В общем, в фильме, рассказывающем об одном из самых сложных и противоречивых периодов в отечественной истории, все просто, как в «Ну, погоди!». Единственный противоречивый герой на все произведение - командир полка, заглушающий стыд от своей беспомощности обильным потреблением водки. Да и по этому персонажу немало вопросов.



Вообще, если перечислить все странности сюжета, абсурдные сцены и просто эпизоды, в которых хочется воскликнуть «Не верю!», придется пересказать половину фильма. Чего стоит один только волшебный пулемет, стреляющий в сошедшуюся в рукопашной толпу, но поражающий исключительно немцев. :) Ну ладно, на внятный сценарий в целом таланта не хватило, но хотя бы военные-то сцены при таком бюджете можно было снять и смонтировать правдоподобно?
Те, кому фильм понравился, конечно, могут возразить мне, что главное в «Батальоне» - мораль, заложенная в картину, а все эти опусы про волшебные пулеметы - не более чем придирки по мелочам. Да, с моралью в фильме все в порядке - посыл о том, что Родина для русского человека превыше всего и когда Россия в опасности, личные интересы отходят на второй план - читается в «Батальоне» практически от первой до последней минуты. Но я не понимаю, почему авторы фильма относятся к своим зрителям, как к детям (хотя картина-то совсем не для детских глаз), и пытаются донести до них эту мораль на соответствующем уровне.



Тема самопожертвования ради Родины гиперболизирована в «Батальоне» просто донельзя. Глупо, конечно, рассуждать о самопожертвовании с точки зрения рациональности, но должно же оно обладать каким-то смыслом? А ведь батальон Бочкаревой в концовке добровольно отправляется на героическую, но абсолютно бессмысленную не то что в масштабах Первой мировой, но даже того участка фронта, где они находятся, смерть. Ну, это реально только для детей, несклонных задаваться «лишними» вопросами, прокатит. Да, авторы фильма «отбиваются» от этих вопросов заключительной сценой, в которой мужики (те самые трусы и подлецы) все-таки поднимаются в атаку - типа, видите, сработало! - но если следовать формальной логике сюжета, на этот поступок солдат сподвигли вовсе не многочисленные геройства женского батальона, а один-единственный поступок офицеров-мужчин, сорвавших с себя погоны ради того, чтобы пойти в наступление…
В общем, не знаю, ребят, не знаю… Патриотизм, любовь к Родине - это все хорошо, конечно, но сеансы довольно прямолинейного патриотического воспитания у нас и так каждые три часа по всем федеральным каналам показывает. От полнометражного же художественного фильма хотелось бы большей глубины, психологизма - не только готовых (и так очевидных) ответов, но и процесса их поиска. Советское патриотическое кино было в этом смысле гораздо талантливее. А, к примеру, с великим «А зори здесь тихие…» (аналогия напрашивается из-за темы женщины на войне) «Батальонъ» даже и сравнивать неприлично. :(

image Click to view



ИСТОРИЯ, ИСКУССТВА, КИНО

Previous post Next post
Up